Ющенко про 2004 год: власть боялась, чтобы у меня будут такие же полномочия, как у Кучмы
Модель президентской республики, когда власть фактически сконцентрирована в одних руках, полезна для проведения реформ, однако несет определенные риски для страны. Об этом в интервью «Главкому» рассказал экс-президент Украины Виктор Ющенко.
«В переходном периоде, когда не сделаны ключевые политические, экономические и другие реформы, очевидно, что более оперативной моделью управления является система политической власти, которая базируется на власти Президента. То, что у нас было при Кучме, когда Виктор Владимирович (Медведчук) подготовил Указ Президента и он через три дня выходит. Не нужно в парламент, не нужно каких-то процедурных сложных вещей», - заявил Ющенко.
Вместе с тем, такая модель может привести к авторитаризму, как это случилось в Беларуси, признает экс-президент
«Да, здесь рождаются риски, которые можно назвать фатальными. Они могут мешать демократии и, в конечном счете, выборам на ближайшие 15-20 лет. Мы можем из такой модели легко перейти к модели авторитарной или модели диктатуры. Трудно прогнозировать, как человек, который представляет высшую должность в стране, поведет себя, например, на 11-ом году своей каденции: будет ли он считать это вторым сроком, или третьим сроком, сконцентрирует ли он силовые институты около себя, сузит ли Конституцию, и так далее. Вот это и есть красная карточка, которую демократы постоянно поднимают. Имейте в виду, вы ставите целью как выиграть 5-6 лет, или как сделать уклад, который не допускает отступления от законности и демократии? Абсолютное большинство государств идут по второму варианту – не допустить отступления от законности, от демократии. Потому что они важнее любых реформ», - считает Ющенко.
По его словам, ограничения полномочий президента в 2004 году добивались сторонники президента Кучмы.
«Какая была мотивация у сторонников Кучмы? Чего боялись? Того, что не дай Бог, то, что делалось при полномочиях Кучмы, еще у нас продлится 5-10 лет. Полномочия Президента обсуждались только в контексте их понижения. Та сторона, которая тогда еще была властью, она боялась, чтобы у меня были такие полномочия, которые были у Кучмы, они видели наибольший риск своего будущего в моих полномочиях. Но так же думали и с другой стороны. Можете вспомнить регулярные монологи Мороза, почему нам нужна конституционная реформа, почему нам нужен Президент со слабыми полномочиями?», - заявил экс-президент.