Яценюк собирает друзей?
Арсений Яценюк начинает пожинать долгожданные плоды своих двух избирательных кампаний – президентской и местной.
Арсений Яценюк начинает пожинать долгожданные плоды своих двух избирательных кампаний – президентской и местной. И становится новым центром притяжения для стоящих на перепутье демократических сил размером чуть меньше его собственной.
-- Кто с кем?
То, что под знамена «Фронта змин» в скором времени могут стать Анатолий Гриценко, Анатолий Матвиенко и Николай Катеринчук с их партийными проектами, конечно, должно тешить самолюбие Яценюка. Арсений Петрович давно вел разговоры об объединении оппозиции «без Тимошенко», а после относительно удачных местных выборов «фронтовики» расшифровали, что имели в виду – объединение на основе их партии как наиболее успешных в народе оппозиционеров. Мол, Тимошенко – это прошлый век, Тягнибок – зажат в узкой нише, а вот «апгрейдженный» после неудачной президентской кампании умница Арсений с размытым по всей стране электоратом – самый удачный претендент на объединение всех недовольных вокруг себя.
Анатолий Матвиенко давно ведет на Яценюка охоту, утверждая, что именно экс-спикер должен стать консолидатором оппозиционных сил, а без его фигуры любое объединение будет неполноценным. Матвиенко хотел вытащить свой козырный туз из колоды на местных выборах, когда по промежуточному законодательству партия Яценюка практически не имела права принимать в них участие из-за своей молодости. Тогда-то глава партии «Собор» и предлагал свою посильную помощь и Яценюку, и Гриценко. Пусть у старейшей партии и нулевой рейтинг, зато сохранилось 560 партийных ячеек, которые можно было бы «сдать» в пользование нуждающимся, с последующим прицелом на полное объединение. На это в переговорах с Яценюком давил и Виктор Балога, предлагавший тому разветвленную структуру своего «Единого центра», но так и не сумевший уломать гонористого Арсения. В итоге, как известно, норму об обязательной регистрации региональных партийных ячеек за 365 дней до дня выборов отменили, и Яценюк отправился на выборы собственными силами.
Но если с Матвиенко, давно расхваливающем Яценюка и не приемлющем Тимошенко, все более-менее понятно, то относительно Катеринчука и Гриценко есть немало вопросов. Николай Катеринчук как лидер Европейской партии почти год назад подписывал заявление о создании объединенной оппозиции, которое также подписали лидеры других карликовых партий (преимущественно входящие в разношерстный НУНС). И хотя Юлии Тимошенко к тому времени в парламенте уже не было, это объединение сразу окрестили кругом ее фанатов. Скажем, Гриценко, Кириленко и Костенко в нем замечены не были. Пока Катеринчук никак не объясняет свой крен в сторону Яценюка, отвечая в ответ на прямые вопросы «Главкома» коротким: «Без комментариев».
Не более многословен и Гриценко: «Сейчас действительно актуально создание единой оппозиционной партии. Такие переговоры проводятся, но я не уполномочен обнародовать их ход – считаю, мы сможем это сделать вместе, когда будет какой-то результат».
Правда, Гриценко отметил, что он, Матвиенко и Катеринчук – далеко не полный список переговорщиков, а Матвиенко назвал также фамилии Вячеслава Кириленко с партией «За Украину!» и Юрия Костенко с его УНП.
В «За Украину!» утверждают, что некие переговоры об объединении действительно ведутся, но все очень запутано, а Костенко рассказал, что его партия договаривается не с Яценюком, а с «наиболее близкими по идеологическим позициям» – «Нашей Украиной», той же «За Украину!», Рухом и прочими. В общем, переговорный процесс в демлагере, как обычно, – бессмысленный и беспощадный.
-- Зачем?
Проблема Яценюка во главе какого-либо объединения в том, что в демократическом лагере хватает тех, кто Арсения Петровича, мягко говоря, недолюбливает. За его эгоцентризм и веру в собственную исключительность, хоть это и привычные, в общем-то, недостатки как для демократических вождей. Даже регионал Борис Дейч в день голосования за Яценюка как за министра иностранных дел (еще тогда!), произнес такую тираду: «Я буду голосовать сегодня за вас, но хотел бы пожелать, чтобы вы стали настоящим министром, вам нужно убрать такие негативные черты характера как зазнайство, чванство и высокомерие!»
Эти качества, если судить по пребыванию Яценюка во фракции НУНС, никуда не делись, либо же максимально приглушались, когда это было нужно ему самому. Поэтому, собственно, трудно представить рядом с Яценюком и Гриценко, и Кириленко, и многих других. Можно давнего поклонника Арсения Петровича Николая Мартыненко, но при всех интриганских и бизнес-талантах лидера фракции НУНС на публичного политика он не тянет и предпочитает оставаться в тени.
Объединительный процесс на базе «Фронта змин» содержит несколько рисков и непосредственно для Яценюка. Пока что его политическая сила отличалась полным отсутствием других узнаваемых лиц, кроме персоны самого лидера. Иногда, как на этих местных выборах, случались интересные симбиозы, как с Гурвицем, но этот опыт опять же был неоднозначным. С одной стороны такая лидерская монополия – большой минус, и во что, в итоге, выливается подобная стратегия, мы видим на примере БЮТ. Но с другой – отсутствие амбициозных и харизматичных лиц в партии позволяет Яценюку быть идеологически всеядным и замыкать все на себе. Появление такого же «молодого и умного» и европейского до кончиков ногтей Катеринчука, «самого себе на уме» Гриценко, поклонника Бандеры Кириленко, с одной стороны, вроде бы расширяет электоральную базу партийного проекта. С другой – закладывает в нем огромный конфликтный потенциал, ибо на попытках консолидации национал-демократов обожглась уже масса товарищей (зачем далеко ходить – пример НУНС, откуда вышли все вышеупомянутые политики, на глазах). И в этом случае долго использовать любимую тактику «весь в белом» у «консолидатора» и «объединителя» (а в имиджевом плане Яценюк однозначно кратковременно выигрывает) не получится.
Конечно, недоброжелатели Яценюка могут предположить, что раз уж он «прикормлен властью», то и задача его – просто создать более удобный альтернативный Тимошенко оппозиционный фронт.
«В объединении оппозиции можно выделить три фактора, – говорит политолог Виктор Небоженко. – Во-первых, это известный фактор гетьманства – кто будет лидер или, может, будет создан какой-то конклав. Во-вторых, оппозиционеры – разные, кого-то больше преследуют и шантажируют, и кому-то объединение нужнее, кому-то – нет. И еще один главный фактор – для чего объединяться? Если, как обычно, перед выборами, то это будет повторение старых ошибок. Нужно уже сейчас формировать повестку дня».
Непонятно пока, насколько эта компания способна таковую сформировать и повести за собой народные массы, но пока можно предположить, что ее задача номер один – выхватить оппозиционное знамя из рук слабеющей, но хорохорящейся пока Тимошенко. И в этом Яценюк и компания наверняка получит посильную поддержку власти. Чем не стимул для объединения?
-- Кому это нужно?
Конечно, появление объединенного оппозиционного проекта во главе не с ЮВТ, действительно, можно приветствовать. И вовсе не из нелюбви к Юлии Владимировне. Просто очевидно уже, что Тимошенко, как оппозиционный лидер, не тянет, да и, будем откровенны, ей просто не дадут «потянуть». В ее политической силе разброд: уже сейчас многие соратники Тимошенко понимают, что в следующий список БЮТ-«Батькивщины» на парламентские выборы им путь заказан (проходная часть существенно ужмется). А дальнейшее нахождение в одной лодке с гонимой Тимошенко в таких условиях чревато постоянными проблемами с властью. Вам верится в то, что Юлия Владимировна может пойти на компромиссы с последней? А в то, что на это способен Арсений Петрович? Сомневаетесь, что для большинства нынешних оппозиционеров, нахождение в подобной оппозиции, когда тебя не таскают по допросам, более приемлемо?
Выгодна такая ситуация и власти, и, по большому счету, самому Яценюку, который получает солидную «пятерку» в партийном списке. Другое дело, что пока Арсения постоянно «вели». И сложно предположить, что будет, если гордый Яценюк заиграется в свою игру, увидит небывалые перспективы и пошлет подальше своих покровителей. Как, например, «Свобода» выжимает максимум из того, что нужна на данном этапе власти, чтобы потом, не исключено, ее сильно удивить.
Пока же все силы брошены на нейтрализацию Тимошенко и на убеждение Запада, что у нас есть весьма конструктивная альтернатива действующей власти, которую никто не гноит по СИЗО. Вопрос же лидерства в такой объединенной оппозиции, как недавно рассказывал Анатолий Гриценко в интервью «Главкому», обострится лишь накануне президентских выборов, когда нужно будет выдвигать единого кандидата в Президенты. И что-то подсказывает, что им будет не Тимошенко.
Если же со всем этим ничего не получится, то что мешает потом начать все сначала? Кому с раскрутки заново собственного проекта, кому – с возвращения в лоно Юлии Владимировны. Думаете – не примет?
Фото nartvor.debryansk.ru