Макаренко: год за решеткой
Ровно год назад был открыт сезон охоты на чиновников команды Тимошенко
Первый год «сидения» в Лукьяновском СИЗО бывший глава Гостаможни Анатолий Макаренко отметил своеобразно - поздравлением коллег с Днем таможни (он будет праздноваться в эти выходные), которое его адвокаты разместили в газете «Факты». Символично, что в том же номере вышло интервью со сменщиком Макаренко на должности – нынешним главой ГТСУ Игорем Калетником…
Как раз сегодня, 23 июня, исполняется год со дня ареста первого чиновника из команды экс-премьер-министра Юлии Тимошенко. Тогда еще не было ни дел против нее самой, ни скандала с голоданием Юрия Луценко или Валерия Иващенко, не было даже намеков на разгромные резолюции Европарламента, в которых прямо указывали на политические репрессии в Украине.
Тогда, 23 июня 2010 года, бывший глава Гостаможни Анатолий Макаренко был вызван в качестве свидетеля на допрос в СБУ по делу об отчуждении у «Росукренерго» 11 миллиардов кубометров газа. Инкриминировав ему халатность, состоящую вроде бы в том, что в период его руководства таможней был растаможен газ, принадлежащий «РосУкрЭнерго», сотрудники СБУ Макаренко задержали.
25 июня Печерский райсуд определил ему меру пресечения содержание под стражей, при чем не в следственном изоляторе СБУ, а в милицейском СИЗО на Лукьяновке.
Чуть позже по тому же газу «Росукренерго» арестовали и бывшего первого зама главы «Нефтегаза» Игоря Диденко, и замначальника энергетической таможни Тараса Шепитько.
Несмотря на очевидность необоснованности ареста Макаренко и его содержания под стражей, Аппеляционный суд Киева множество раз отказывался отменить решении о взятии экс-начальника Гостаможни под стражу. Адвокаты говорили о бесперспективности уголовного дела против Макаренко, о его старой матери, о множестве писем различных офицерских организаций Украины и России о готовности взять его на поруки, и о нарушении 5 статьи Европейской конвенции по правам человека. Народные депутаты также собрали подписи, чтобы взять его на поруки, но судей такие аргументы не впечатляли. Вердикт у них каждый раз был один и тот же: удовлетворить прошение прокуратуры оставить Макаренко под стражей. Хотя, по словам адвоката Евгения Солодко, фактических данных о том, что он мог скрыться от следствия, правоохранители так ни разу и не предоставили.
О полном игнорировании украинского законодательства при аресте Макаренко говорили не только оппозиционеры, об этом в открытую заявляли даже маститые юристы из Партии регионов. К примеру, нардеп от ПР, члены Высшего совета юстиции Валерий Бондык прямо назвал арест Макаренко и содержание его в СИЗО необоснованным. Он даже грозился дать оценку подобным решениям судей, но на этом все и заглохло.
За год следствия прокуратура даже успела поменять Анатолию Макаренко статью обвинения. Если при аресте ему вменяли халатность, то 30 сентября 2010 года это дело закрыли из-за отсутствия доказательной базы, а вместо этого открыли по злоупотреблению служебным положением (статья 364 Уголовного кодекса).
12 октября, то есть, спустя меньше дв недель после открытия нового уголовного дела, СБУ вдруг заявила о том, что закончила следствие и передает материалы на ознакомление адвокатам Макаренко. Удивительно, что если для обвинения в халатности доказательств не нашлось, то для обвинения в злоупотреблениях их почему-то оказалось достаточно.
О необоснованности применения самой суровой меры пресечения к Макаренко и другим участникам дела по газу «Росукренерго» говорили многие, начиная от видных европейских чиновников, Европарламента и Европейского суда по правам человека, и заканчивая бывшими министрами юстиции Украины и руководителями самых авторитетных в стране правозащитных организаций.
К примеру, еще 10 февраля 2011 года Европейский суд по правам человека вынес вердикт по делу «Харченко против Украины», в котором как раз и была осуждена украинская практика необоснованного содержания подозреваемых в СИЗО. Суд дал полгода украинским властям, чтобы навести порядок и покончить с подобным. Известный правозащитник и глава Украинской Хельсинской группы Евгений Захаров в комментарии «Главкому» даже предполагал, что в случае игнорирования этого требования к украинским чиновникам могут применить самые жесткие санкции, вплоть до оглашения чиновников и судей персонами нон-грата. Чуть позже их организация даже выступила с требованием составить список невъездных украинцев.
Бывший министр юстиции Украины Николай Онищук в интервью «Главкому» заявлял, что следствием так и не была публично доказана тяжесть преступлений, которая бы оправдала применение к Макаренко меры пресечения в виде содержания под стражей. Ему, конечно, виднее. Правда, именно его племянник, судья Апелляционного суда города Киева Максим Онищук таки находил «тяжесть преступления», и глазом не моргнув, оставлял Макаренко и Диденко за решеткой. Наверное, тяжелый был для молодого судьи выбор…
По словам адвоката Анатолия Макаренко Юрий Сухова, Максим Онищук не единожды отметился в деле. «Судья Максим Онуищук много раз принимал участие в рассмотрении дела Макаренко и выносил решение о содержании его в СИЗО. К тому же, когда в Печерском суде впервые избрали меру пресечения, а потом два раза продлевали его, а мы подавали апелляции, то он был в числе состава судей, которые рассматривали нашу апелляцию. Потому мы считали грубым нарушением, что позже он снова рассматривал вопрос продления меры пресечения в Апелляционном суде. Из-за этого на заседаниях мы ему заявляли отвод. О какой объективности можно было говорить?», - рассказал «Главкому» о скандальном судье в деле Макаренко Юрий Сухов.
По словам адвоката, они уже пожаловались, в том числе и лично, на Максима Онищука в Европейский суд по правам человека.
«Еще 3 января мы пожаловались на нарушение прав Макаренко в Европейском суде по правам человека. Там главный упор делается на незаконное содержание его под стражей. Но в том числе мы обратили внимание на то, что ряд судей неоднократно рассматривали один и тот же вопрос продления его пребывания под стражей, хотя это нарушает принцип объективности судей. Мы там четко указываем фамилию Максима Онищука, он больше всех в этом процессе участвовал», - заявил нам адвокат Макаренко.
Как бы этот процесс не закончился для самого бывшего главы таможни Анатолия Макаренко и его «коллег по несчастью» Диденко и Шепитько, сколько бы им не пришлось еще просидеть за решеткой, некоторые косвенно причастные к процессу уже получили свои дивиденды.
К примеру, Дмитрий Фирташ, один из собственников компании «Росукренерго», за год пребывания Макаренко в СИЗО увеличил свое состояние на 540%. Посмеем предположить, что подыграло столь стремительному росту и переданные компании «Росукренерго» 12 миллиардов кубометров газа после позорной сдачи Украиной своих позиций в Стокгольмском арбитраже.
Те же, кто этот газ, согласно подписанному с Россией контракту, оформил в государственную собственность, продолжают сидеть в тюрьме.
«Есть решение Печерского суда от 26 апреля 2011 года о возвращении дела Макаренко в Генпрокуратуру на дорасследование. Прокуратура обжаловала это решение, и рассмотрение апелляции назначено на 5 июля в Апелляционном суде Киева. Всем известный судья Вовк постановил, что дело полностью не расследовано и не изучены все обстоятельства. Он сказал, что в деле нет всех документов. Потому пока вообще сложно говорить о любых прогнозах по делу Макаренко», - поведал нам о нынешнем этапе дела Макаренко его адвокат. Пока же дела гуляют между судами и прокурорами, Макаренко пошел на свой второй год за решеткой.