Тропами Тигипко: потенциальные «кролики» Партии регионов

Кого следующим «съест» партия Президента?

Переход в Партию регионов Сергея Тигипко с его «Сильной Украиной» открыл шлюзы для других политпроектов – во всяком случае, Николай Азаров заявил, что готов принимать пополнение «с распростертыми объятиями». Конечно, сама формулировка устрашающа, поскольку все прекрасно наслышаны о крепости «региональных» объятий. Но Тигипко знал, на что шел, тем более ему было что терять – пусть и подсевший, но все равно отличный от нуля личный рейтинг. А вот остальным потенциальным кроликам для «бело-голубого» удава рисковать особо нечем. Беглого взгляда на затоптанное после набега «птенцов Януковича» политическое поле хватает, чтобы определить, кто может быть интересен регионалам в качестве прибавки к стройным рядам партии власти.

-- Народная партия: Регионам нужен Литвин?

Владимир Литвин давно уже фактически стал членом Партии регионов, невзирая на то, что формально он контролирует в парламенте блок своего имени. Да и сам спикер прямо высказался, что не исключает объединения двух партий – «мы находимся в процессе диалога с 2007-го года». Правда, Владимир Михайлович не был бы собой, если бы не высказал «особую позицию» – мол, это должно быть не вливание маленькой партии в большую, а именно объединение. Но тут, как говорится, как процесс не назови – суть не меняется. Пример многих нынешних регионалов, которых ради попадания в списки заставили отречься от своих предыдущих партбилетов, вряд ли позволяет Литвину и его однопартийцам испытывать иллюзии относительно роли Народной партии в этом объединении.

Сам Литвин в случае внедрения смешанной системы выборов вполне может выиграть на округе в Новограде-Волынском Житомирской области, который он заблаговременно «окучивает». И далеко не факт, что привязка к Партии регионов ему тут сыграет в плюс, а не в минус. У остальных «народников», которые могли бы пойти по «мажоритарке», шансы призрачны – даже довольно популярный в Одессе Сергей Гриневецкий не может быть уверен в успехе, если будет конкурировать с «регионалами». А помогать соратникам, как показали местные выборы, последние не спешат.

Если же сохранится полностью пропорциональная система, то шансов у Народной партии просто нет даже при нынешнем барьере. А в случае объединения на проходные места в списке ПР могут рассчитывать разве что сам Литвин с теплящейся надеждой снова занять спикерское кресло и где-то максимум двое его соратников (наверняка вполне комфортно будет чувствовать себя в «региональных» рядах нынешний глава фракции Игорь Шаров).

-- «Единый центр»: на что сторгуется Балога?

Изначально крайне загадочный проект Виктора Балоги, бывшего на момент создания «Единого центра» в зените славы, предсказуемо прибился к берегам большинства (хотя формально туда и не входит – даже из фракции НУНС «единоцентристов», наверно, к их собственному удивлению, не исключили). Поэтому мало кто сделает круглые глаза в случае его слияния с партией власти. Собственно «ЕЦ» и задумывался как такая партия, но Виктору Ивановичу так и не удалось убедить Виктора Андреевича в дееспособности своего детища. Как не удалось привлечь в качестве лидера рейтингового Яценюка, который предпочел не связываться с «успешным менеджером» Балогой, а выстроить собственный проект с нуля. Балога, который считает, что много сделал для раскрутки Яценюка, был очень недоволен такой неблагодарностью, но время показало, что в плане политических перспектив Яценюк поступил, скорее, правильно. Хотя Балога с его прикладным понятием политики также не бедствует – возвращение на пост главы МЧС с одновременной сдачей в аренду большинству своей небольшой группки в парламенте.

В принципе, Балога с кузеном Виктором Петевкой и приближенной командой могут не волноваться за победу на мажоритарных округах в своей вотчине – Закарпатье, независимо от того, под какими флагами они пойдут на выборы. Более того, насколько известно, Виктор Иванович ранее предлагал власти свои услуги по проведению «нужных» кандидатов в неудобных для «регионалов» центральных и западных регионах. Такой менеджер не помешает власти и сейчас.

Слияние «ЕЦ» и ПР выглядело бы логично в свете того, что отцы-основатели «Единого центра», похоже, просто не знают, что делать с партией сейчас. Деятельность в офисе на Ярославской, и ранее сопровождавшаяся постоянными финансовыми проблемами, практически свернута.

Кстати, если объединение с «регионалами» все же случится, интересно будет услышать, что скажет один из спонсоров «ЕЦ» Виктор Тополов, когда-то заявивший в интервью «Главкому»: «Я очень много знаю, в том числе, что происходит в Партии регионов. Мне не очень комфортно с теми людьми, которые сейчас в парламенте, потому что я никогда не сделаю того, что делают они».

Пока же члены «Единого центра», с которыми пообщался «Главком», неохотно комментируют возможное слияние, что, в принципе, понятно, учитывая их нахождение во власти и переменчивость политических ветров.

«Это все слухи, и этого не может быть, – говорит член «Единого центра» нардеп Михаил Полянчич. – Мы – молодая партия, которая только начала развиваться, и смотрит в перспективу. В противном случае вообще не нужно было ее создавать».

-- ХДС: звезды Давида

Еще один политпроект с ярко выраженным бизнес-привкусом. Когда Давид Жвания при довольно загадочных обстоятельствах получил от Владимира Стретовича ключи от «одной из старейших» партий – Христианско-демократического союза, всем было понятно, что один из спонсоров Майдана просто застолбил за собой политическую площадку для дальнейшей деятельности и торгов. Планы у Жвании были грандиозные – создать целую фракцию ХДС, в которую могло бы войти более 40 человек. На данный момент группа «Право выбора», контролируемая Жванией, ограничилась двенадцатью депутатами. Сама новоприобретенная («реформаторская», как назвал ее сам Давид Важаевич) политическая сила запомнилась за это время разве что телеказусами и нестандартными взглядами на жизнь отдельных ее членов. Ну и, конечно, синхронными голосованиями с парламентским большинством, за которые вчера «группа Жвании» была исключена из фракции НУНС.

Честно говоря, трудно рассуждать о перспективах ХДС как автономного проекта, несмотря на громкие обещания продемонстрировать новый тип политической культуры. Сейчас рассматриваются два варианта, где именно Жвания и компания будут его демонстрировать, –в составе «Фронта змин» или в составе Партии регионов.

Запуск в список «Фронта змин» конформиста Жвании выглядел бы очень странно со стороны «непримиримого оппозиционера» Яценюка. Даже невзирая на все хитромудрые комбинации, которые пытается плести вокруг перспективного Арсения другой «любий друг» Николай Мартыненко. Но по какому принципу будет формироваться избирательный список «Фронта змин», – одна из интриг будущей парламентской гонки.

Януковичу Жвания давно старается продемонстрировать свою преданность и даже вроде как лично извинился перед ним за участие в Оранжевой революции. Но зачем Партии регионов бесперспективный ХДС (фактически это «перекрасившаяся» «Народная самооборона»), где один только Жвания может представлять какую-то ценность как коммуникатор, – вопрос. Попытки получить комментарии у представителей ХДС на тему углубления отношений с ПР были безуспешны – кажется, в партии существует табу на публичное комментирование этого интимного вопроса.

-- СПУ: воскрешение Мороза

В недавних бурных событиях на съезде подзабытых было социалистов, где Александр Мороз выиграл партийную булаву у Николая Рудьковского, некоторые наблюдатели увидели пересечение различных групп влияния в Партии регионов. И группа Рината Ахметова, поддерживавшая Мороза, вроде как выиграла этот раунд у группы «Росукрэнерго», делавшей ставку на Рудьковского. В любом случае, дальнейшая судьба социалистов – объединение с Партией регионов, что и присниться не могло в 2004-м, когда Мороз был еще достаточно самостоятельным и рейтинговым политиком, стоявшим на Майдане.

С тех пор много чего изменилось, СПУ понесла серьезные кадровые потери (Николаенко, Винский, Волга, Мендусь и другие) и ныне представляет собой печальное зрелище.

Конечно, на сколько-нибудь проходные места в списке Партии регионов социалисты рассчитывать вряд ли могут, но поддержку на мажоритарных округах в Центральной Украине от власти могут получить. Причем вполне может быть, что слияние с «регионалами» произойдет уже после парламентских выборов, когда прошедшие в парламент под разными флагами мажоритарщики начнут активно помогать ПР в сколачивании большинства.

«Мы – самая демократическая партия в Украине, поэтому любой такой вопрос мы будем обговаривать, – говорит первый заместитель главы СПУ Валентина Семенюк-Самсоненко. – Мы сейчас делаем все, чтобы объединить левые партии, а вопрос объединения с Партией регионов на недавнем заседании политисполкома не поднимался. Но лично я считаю, что у страны должны быть представители разных идеологий – левые, правые и центристы».

-- «Реформы ради будущего»: по одиночке

Понятно, что депутатская группа Игоря Рыбакова не оформлена в партию (хотя отдельные ее представители имеют разные партбилеты), но в «РРБ» не исключают вступления в ПР на индивидуальной основе.

«Планов слияния с ПР у нашей группы нет, – говорит Владимир Каплиенко. – Если бы так ставился вопрос, мы могли бы это сделать сразу, причем совсем с другими дивидендами, я имею в виду политическими. Если говорить об индивидуальных началах, то мы никого не принуждаем к работе в своей группе, но в таком случае человек теряет с нами связь. Пока таких людей в нашей группе мы не знаем, но если кто-то из нас получит достойное предложение, то он будет принимать решение индивидуально».

По словам Каплиенко, если будет принят закон о смешанной избирательной системе, большинство депутатов группы наверняка попытают счастья на мажоритарных округах. От себя добавим, что многим из них для реализации таких желаний придется выбирать партийную крышу. И в случае получения таковой от ПР выбирать при этом округа, где у «регионалов» нет достойных кандидатов.

-- Вместо эпилога

Честно говоря, задекларированный Партией регионов процесс консолидации сил вокруг себя путем слияния вызывает массу вопросов. Голубая мечта всех украинских правителей – создать «под себя» явного гегемона – КПСС и «Единую Россию» местного разлива – до сих пор в силу разных причин не была реализуема, более того – даже дискредитирована. И непонятно, зачем замахиваться на это сейчас, когда есть масса других, более тонких способов обеспечить необходимый политический фундамент. И если выгоду «мелких» партнеров в таком объединении еще можно усмотреть, то для Партии регионов раздувание собственной значимости за счет поглощения карликовых партий нельзя назвать однозначно успешным ходом. Чем заканчиваются попытки «впихнуть невпихуемое», мы все прекрасно помним, и есть риск, что получившийся винегрет, в который для полноты вкуса кидается все, что есть на кухне, окажется попросту несъедобен.

К тому же, рассмотренные политигроки (кроме СПУ) имеют хоть какое-то представительство в парламенте, а потому весьма привередливы при переговорах. Но партия власти может пойти и другим путем, объявив о консолидации вокруг себя и вовсе мифических структур вроде нынешних НДП, СДПУ (о), Партии вольных демократов и прочих «зеленых». Уж они-то, к гадалке не ходи, двумя руками будут за выполнение программы Президента. Может быть, лидер Партии регионов имел в виду создание именно такого фона всеобщего «одобрямса»?