«Феномен» Емца, или За кого голосовал Киев
Как никому не известный кандидат от оппозиции победил на округе маститых конкурентов
Результаты мажоритарных выборов в Киеве стали для власти чем-то вроде холодного душа. В отличие от других регионов в столице кандидаты от оппозиции сумели во всех округах обойти регионалов и практически везде защитить свои результаты.
Одной из самых удивительных оказалась победа малоизвестного представителя Объединенной оппозиции Леонида Емца в 221-м округе в самом сердце Киева. Еще накануне выборов многие СМИ и политики, оценивая его кандидатуру, констатировали: Печерский район оппозиция сдала. Однако пример Леонида Емца показал, насколько сильным может быть партийный бренд и какие чудеса он творит.
-- Неожиданная победа
На 221-м округе Партия регионов официально выставила заведомо непроходного 33-летнего активиста от студенчества Алексея Куща. Однако «аксакалов», близких к власти, там хватало и без этого. Самовыдвиженцами в этот округ здесь отправились «регионал» Василий Горбаль и бывшая соратница Черновецкого Алла Шлапак (на которую, по сути, админресурс и работал).
Плюс ко всему против оппозиционера работало выдвижение кандидата от «Удара» Ярослава Диденко, который также претендовал на электорат, недовольный властью. В таких условиях шансов на победу у Леонида Емца практически не было.
«Я тогда говорил, что оппозиция сдала Киев, так это выглядело», - вспоминает свою реакцию после оглашения кандидатов от «Батькивщины» директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. Для многих экспертов и политиков, действительно, достаточно долгое время оставалось загадкой, почему оппозиция выставила на округ в Печерске малоизвестного замдиректора благотворительной организации «Фонд поддержки муниципальных инициатив».
Недовольны были кандидатурой от Объединенной оппозиции по этому округу и у Кличко. Среди тех, кого «ударовцы» предлагали снять на свою пользу, называлась и кандидатура Леонида Емца.
Однако представители «Батькивщины» в ответ намекнули на отсутствие этики у Кличко. А сам Леонид Емец по этому поводу написал у себя в Фейсбуке: «Этот факт вынуждает меня с прискорбием признать, что «Удар» - это партия мошенников, которую интересуют только собственные интересы». И продолжил участие в избирательной кампании от оппозиции.
По результатам обработки 100% протоколов ЦИК на этом округе Леонид Емец обогнал своих соперников и уверенно одержал победу, набрав 30,52% голосов избирателей. «Ударовец» Ярослав Диденко занял второе место с результатом 20,24%. Алла Шлапак «разместилась» на третьей позиции и получила 18,03% голосов, а Василий Горбаль, набрав 12,12%, стал четвертым.
-- Неизвестный сын известного депутата
Леонид Емец родился в 1979 году, окончил Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко по специальности «правоведение». В 2002 году он баллотировался в Киевский горсовет от блока «Наша Украина». В 2004-м был доверенным лицом кандидата в президенты Виктора Ющенко в 219-м избирательном округе, руководил штабом Ющенко в Печерском районе. Работал заместителем директора ООО «Аудиторская фирма «Энергопромэксперт». В 2006-2010 годах Емец был депутатом Печерского райсовета и возглавил там фракцию «Нашей Украины». Однако уже в 2009 году вышел из партии, аргументируя это несогласием с действиями Виктора Ющенко. В 2010 Киевсовет ликвидировал районные советы, и Леонид Емец сложил депутатские полномочия.
С 2010 года он является членом партии «Фронт змин». И на последних выборах возглавлял Печерский районный штаб Объединенной оппозиции.
Хоть Александр Бригинец и отмечает в комментарии «Главкому», что у оппозиции по Киеву «все кандидаты – лица известные», говорить «известный» по отношению к Леониду Емцу трудно. «Вот кто такой Емец, победивший на Печерске, кому он известен?», - задавался сразу после оглашения результатов выборов по округу кандидат в депутаты и директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
Некоторые ассоциировали Емца с его отцом, известным народным депутатом, членом партии «Реформы и порядок» Александром Емцем, который в январе 2001 года погиб в результате автомобильной катастрофы. Но, по мнению директора Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, «столько лет прошло – большинство избирателей в Печерском районе и не догадывались, чей он сын». Соглашается с коллегой и Виталий Бала, отмечая, что «не заметил, чтобы в своей предвыборной кампании кандидат от оппозиции по 221-му округу обращался к образу отца».
Однако сам оппозиционер-победитель считает, что его отца и то, что он сделал для страны, люди помнят. «Отец много сделал для развития демократии правого государства Украины, - отметил в комментарии «Главкому» Леонид Емец. – Четыре месяца подряд мы проводили по три-четыре встречи ежедневно. Я рассказывал людям о власти, о нашей позиции, программе. И, например, в Соломенском районе каждый третий подходил ко мне и говорил: мы помним вашего отца, мы его поддерживали, и хотим теперь услышать ваши мысли. Надеюсь, когда-нибудь наша общая мечта осуществится, и у нас, действительно, будет такое государство, на которое работал мой отец».
-- Секрет успеха – в бренде?
Таких «феноменов», как на округе Емца, было несколько по Киеву и даже по стране – правда, не везде новичкам удалось защитить свои результаты. Сенсационная победа в 94-м округе Киевской области малоизвестного оппозиционера Виктора Романюка в результате определенных манипуляций перекочевала к одиозной Татьяне Засухе. В «победном» марше оппозиции в столичном 223-м округе был сбит «свободовец» Юрий Левченко. Теперь эти округа ждут перевыборы, но когда это произойдет и как сложится судьба этих кандидатов уже не понятно.
Поражения в других регионах и почти полную победу оппозиции в Киеве Александр Бригинец объясняет просто. «У нас было то, чего не было у кандидатов в других регионах, - общая стратегия. Мы объясняли людям, почему стоит голосовать за всех представителей нашей партии. Когда я агитировал на Оболони, я агитировал за всех – за Яворивского, за Арьева, за Бондаренко, за Емца – не меньше, чем за себя», - рассказывает «Главкому» будущий депутат.
По словам Бригинца, перед оппозиционерами стояла задача «поддерживать друг друга»: «И это не было согласовано ни трендом, ни брендом, ни штабом». В уникальности кампании оппозиции в Киеве заверил «Главком» и Леонид Емец: «В каждую квартиру пришла наша газета, более ста волонтеров ежедневно работали с агитацией. Каждому жителю мы донесли информацию о кандидате от оппозиции, о программе и первоочередных задачах».
Многие политологи, однако, уверены: Киев, в отличие от области и других регионов, голосовал не за реальных людей, а за их партийную прописку. «Сработал феномен не персоналий, а оппозиционного ресурса, - отмечает Владимир Фесенко. – Люди при выборе кандидата исходили из партийных симпатий и оппозиционной принадлежности». В оппозиционности «Удара» перед выборами «Батькивщина» и «Свобода» немного заставили избирателей усомниться.
Сами оппозиционеры, с одной стороны, уверяют, что большую роль в их поебде сыграло своевременное предотвращение фальсификаций. «Их было не меньше, чем на проблемных округах. И за три дня до избирательной кампании были заменены почти все члены комиссий, и на участок приходилось по 80-100 недействительных бюллетеней – то есть на 104-х участках 8-10 тысяч голосов могли украсть. Честных выборов от этой власти ожидать не стоило. Но мы остановили и карусель, и «косынки», - говорит Емец.
С другой, они не отрицают чудодейственной силы бренда «Батькивщины». «Киевляне не поддерживают власть и ее «покращення», - говорит оппозиционер. – Отсутствует местное самоуправление, не назначаются выборы мэра. Киевлянин знает: у него нет своего представителя в столице». И конкретизирует по своему округу: «Результат мажоритарщика у меня выше партийного. Думаю, можно говорить о синергии, коммулятивном эффекте: то, кто я такой, и то, что я представитель Объединенной оппозиции, позитивно воспринимается людьми».
Можно сказать, хоть выборы хоть и проводились по смешанной системе, по сути, все равно были партийными. С этим фактически согласился даже одиозный кандидат от Партии регионов Петр Мельник, который также проиграл выборы оппозиционеру в округе под Киевом. Мельник делает вывод, что «Батькивщина» могла против него «хоть обезьяну выставить» - результат был бы тот же. Однако, именно пример Емца и других оппозиционеров в Киеве и окресностях, могут оказаться первым звоночком для власти. 28 октября оппозиция полностью взяла лишь Киев, но столица, как известно, задает тренды.