Кто покрывает министра обороны?
Почему Лебедев не сложил депутатский мандат – власть запуталась в версиях
Правление Президента Виктора Януковича, кроме всех прочих бесчинств, проходит под знаком двух откровенных и наглых нарушений украинского законодательства: «рояльного голосования» в парламенте и наглого совместительства народными депутатами постов в исполнительной власти. Казалось бы, кого интересуют эти мелкие шулерства, но это и есть та вершина айсберга, намекающая, что же творится глубоко под водой во всех других сферах.
Голосование чужими карточками – практика старая, но во времена Виктор Федоровича она набрала гротескных форм и масштабов. Рука Михаила Чечетова стала апогеем маразма такой практики. Дошло до того, что даже Европейский суд по правам человека обратил внимание на столь вопиющее нарушение украинской Конституции и законов.
Повальное совместительство – это уже феномен эпохи Виктора Януковича и истекает как раз из его стиля кадровых назначений и общего формата работы чиновников «нового времени».
Может сложиться впечатление, что Виктор Федорович на первых порах делал кадровые назначения «от фонаря», даже не спросив кандидатов. Некоторые чиновники оказывались на хлебных должностях на очень короткое время и не желали лишаться мандата. Потому и вышло, что целая плеяда министров и губернаторов – к примеру Ярослав Сухой и Василий Горбаль, не по своей воле отправились править в Тернопольскую и Львовскую области. Промучившись почти год, они были уволены и сумели вернуться на чудом сохраненные депутатские кресла. Тот же финт провернул глава лесхоза Николай Шершун. Долгое время числился совместителем министр экологии Николай Злочевский и прочие. Благо, друзья в парламенте позволяли затягивать вопрос сколько угодно. Владислав Каськив даже умудрился сделать себе решение суда, позволяющее быть совместителем.
-- Казус Лебедева
Короче говоря, рука в этом вопросе у регионалов набита, и этот опыт они решили применить с новым министром обороны Павлом Лебедевым.
24 декабря 2012 года Виктор Янукович отправил во власть пять новоизбранных народных депутатов. Клюева вновь сделал секретарем СНБО, Акимову оставил в АП, Табачника в Минобразовании, Прасолова послал в Минэкономики, а Павла Лебедева – в Минобороны. На следующий же день вопрос о лишении мандатов четырех из них вынесли в сессионный зал. Клюева, Акимову и Табачника уволили без проблем. С Прасоловым произошла заминка – не хватило голосов. Случайно или умышленно – не известно, но спустя две недели мандат у него таки отобрали.
Другая история с министром обороны Павлом Лебедевым. Вопрос о лишении его депутатского мандата так и не поднимался, такое постановление не выносили в сессионный зал, молчала об этом и оппозиция.
Павел Лебедев, в отличие от других уволенных коллег, прошел в Раду не по списку, а в мажоритарном округе №224 в Севастополе.
Как уже писал «Главком», сразу после назначения Лебедева, в городе оживились его конкуренты, даже пообещали выставить на перевыборах против регионала согласованную кандидатуру. Ведь отрыв регионала был не слишком велик - Павел Лебедев получил 42% - А идеологически близкие друг к другу конкуренты: второе место – Дмитрий Белик от Русского блока (28%) вместе с коммунистом Сергеем Богатыренко (16%) вместе обошли бы представителя Партии регионов.
Не вынесли вопрос Лебедева на следующих двух заседаниях парламента 10 и 11 января. Так он и остался совместителем, как минимум до открытия новой сессии.
-- Где затерялось заявление об увольнении министра обороны?
Официальное объяснение, почему Лебедев остался совместителем, мы услышали от главы регламентного комитета, регионала Владимира Макеенко.
«Четыре уволенных министра подали заявления напрямую спикеру Рыбаку, так как комитет тогда еще не был сформирован. Павел Лебедев подал заявление чуть позже, и уже в комитет. Мы этот вопрос еще не рассмотрели, но уверен, что в ближайшее время это сделаем, и уже 5-6 февраля вынесем вопрос лишения депутатского мандата министра обороны Павла Лебедева на рассмотрение», - сообщил господин Макеенко.
На первый взгляд, версия звучит правдоподобно. Но если копнуть глубже, то сразу же обнаружим кучу нестыковок. Прежде всего, утверждение о том, что Лебедев мог позволить себе написать заявление позже остальных, противоречит закону.
Пункт 3 статьи 7 закона о Кабмине гласит, что если Президенту вносят представление на назначение министром народного депутата, то к нему должно прилагаться личное заявление народного депутата о досрочном прекращении полномочий. При этом, «вопрос о досрочном прекращении полномочий народного депутата рассматривается неотложно Верховной Радой на ее первом заседании после назначения его членом Кабинета Министров», - говорится в законе.
Очевидно, что история о разных днях написания заявлений депутатами не отвечает действительности, все они их писали одновременно, еще до назначения. Тем более, что согласно статье 3 закона о статусе нардепа, народный избранник допускается к работе в Кабмине только после представления в Раду заявления об увольнения. Получается, если Лебедев написал заявление позже, то нарушил сразу два закона.
Чтобы проверить версию господина Макеенко мы связались с первым замом главы регламентного комитета, «ударовцом» Валерием Карпунцовым, который как раз отвечает за вопросы совместительства.
«Я не видел заявления Лебедева. Этот вопрос в моей компетенции, но к нам оно еще не поступало. Разные могут быть версии, где это заявление, если оно есть, может, его до сих пор расписывают на комитет. Может, главе комитета виднее, и документ уже в комитете. Но мы этот вопрос точно не рассматривали. Тут надо уточнять у секретариата», - сообщил Карпунцов.
Мы обратились к руководителю секретариата комитета, но и там нам сообщили, что заявление Лебедева еще не видели. «У нас документа нет. Документы попадают в канцелярию Верховной Рады. Далее они идут к главе парламента, а оттуда распределяются в комитеты, может, документ есть в главы Верховной Рады или у главы комитета», - рассказали в секретариате.
Как ни парадоксально, но и глава парламента Владимир Рыбак не смог сообщить, где точно находится заявление Лебедева. «Да, Лебедев написал заявление, оно есть в Верховной Раде. Но я не знаю, где оно, может, на регистрации. Но где-то точно есть», - сообщил «Главкому» глава парламента.
«Те депутаты по спискам избирались, а этот – мажоритарщик. Те сразу написали заявления, а у этого были 20 дней на обдумывания. Нормы все соблюдены», - заверил Рыбак. Но это объяснение, как мы выяснили, противоречит закону о Кабмине. Не мог Лебедев писать заявление позже остальных, даже если он мажоритарщик. А 20 дней, на которые сослался спикер – срок, дающийся министру в случае избрания народным депутатом, а не наоборот. О чем четко говорит пункт 2 статьи 7 закона о Кабмине. Тут же указано, если министр за 20 дней не покончил с совместительством, то подает заявление об отставке с поста в Кабмине. 20 дней прошло, а он все еще министр…
-- Лебедев не задержится на посту?
По словам Владимира Рыбака, в начале февраля парламент таки лишит Лебедева полномочий и в Севастополе пройдут новые выборы.
«Думаю, начнет работать вторая сессия, тогда будем рассматривать. В начале февраля лишим Лебедева мандата. Человек работает, будет принято решение и объявят новые выборы», - прогнозирует Рыбак. Но четкого ответа, почему так долго тянут с увольнением, так и не прозвучало.
Первая версия происходящего – выборы Лебедева хотят совместить с выборами в пяти проблемных округах, где результат так и не был установлен. Вопрос, как и кто должен назначать эти выборы, передали в Конституционный суд, и когда будет решение, пока не известно. А если бы Лебедева лишили мандата 25 декабря или 10 января, то выборы прошли бы в начале марта.
И их совместить с 5 округами было бы невозможно. Ведь статья 16 закона о выборах народных депутатов гласит, что как только мажоритарий лишается мандата, ЦИК самостоятельно объявляет новые выборы. Без участия Верховной Рады. И пройти они должны в двухмесячный срок со дня принятия решения Центризбиркома. Но и ЦИК затянуть процесс не может – у них есть всего 30 дней с момента лишения нардепа полномочий.
«Я жду, что КС вынесет решение. Тогда будем определяться. Если не будет ясности в КС, возможно, будет приниматься решение по одному округу», - объяснил ситуацию Рыбак.
Но если власть хотела синхронизировать выборы сразу в 6 округах, то зачем было обращаться в КС? Зачем было втягивать во все это Конституционный суд, если проблему и законодательные неувязки перевыборов можно было решить в парламенте? Потому со стороны это выглядит простым затягиванием с многострадальными выборами в 5 округах. Ситуация же с Лебедевым портила всю картину – как можно было проводить перевыборы в Севастополе, а остальные откладывать в долгий ящик?
Вторая версия – сам Лебедев, которого называют близким к севастопольскому бизнесу Александра Януковича, не слишком рад от своего министерского будущего, а потому не очень то в нем и уверен. Отсюда и затерявшееся заявление о сложении депутатского мандата и затягивание процесса. За последние годы не раз уже бывало, что чиновник как мог держался за мандат – и правильно делал – через месяц-другой его увольняли, а запасной аэродром в Раде оставался. Тем более, что Лебедев прошло по округу, и с этим так просто не расстаются.
Этим объясняют историю с увольнением Лебедева в регламентном комитете. «Вы же видите общественный резонанс по министру обороны, может, придется им другое кадровое решение принимать», - предположил Валерий Карпунцов. Но зачем в таком случае Саше Януковичу было проталкивать Лебедева на министерство?
В день открытия новой парламентской сессии 5 февраля увидим, чем же закончатся приключения заявления об увольнении министра обороны Павла Лебедева. В любом случае, этот человек уже нарушил как минимум два закона и Конституцию Украины. Хотя по нынешним меркам это не так уж и много.