Оппозиция сделала Януковичу подарок на трехлетие
Разблокировав Раду, Кличко, Яценюк и Тягныбок сделали прекрасный фон для праздничного телебенефиса президент
Затяжная блокада парламента, сопровождавшаяся бесконечными переговорами, наконец, прорвана. Оппозиция подает случившееся как свою победу, «регионалы» снисходительно говорят, что, в итоге, реализован тот вариант персонального голосования, который они предлагали с самого начала.
Несмотря на то, что еще вчера «регионалы» распускали информацию, что руководство отпустило их по домам до марта, сегодня в первой половине дня пошли сигналы о достижении договоренностей. Сами оппозиционеры, в общем-то, не скрывали, что Рада будет разблокирована под благовидным предлогом, которым станет принятия заявления о евроинтеграционных устремлениях Украины. Ибо перспектива продления ночевок в сессионном зале на следующую неделю нардепов не прельщала.
Интриговало вопрос как же все решится с персональным голосованием, из-за которого, в общем-то, и был поднят весь сыр-бор. Стороны уже столько наговорили и выставили друг другу столько условий, что сложно было представить, что же в итоге выйдет из этого каскада обоюдных требований. Уже постфактум Арсений Яценюк признался, что такое количество требований было откровенным торгом, а в политике это абсолютно нормально. От первоначальной идеи с сенсорной кнопкой оппозиция в процессе отказалась, натолкнувшись на категорическое «нет» Владимира Рыбака. К тому же, над системой, судя по всему, поработали парламентские хакеры.
Пошедшие параллельно разговоры о роспуске парламента из-за месячного бездействия оказались «белым шумом» , поскольку очевидно было, что досрочные выборы не нужны сейчас ни власти, ни оппозиции. Выйти из клинча с сохранением лиц удалось путем голосования за изменения в регламент, правда, не руками, как изначально хотела оппозиция.
Главное изменение, которое прописали в регламенте борцы с «кнопкодавством», заключается в том, что в случае, если в сессионном зале фиксируется факт голосования за «чужого парня», рассмотрение вопроса останавливается. Спикер устанавливает, присутствует ли в зале попавший под подозрение, и в случае, если никто не откликнется, дает поручение счетной комиссии изъять его карточку и передать председательствующему. Оппозиция уже собирается расставить на балконе помощников депутатов, которые будут внимательно следить за фактами рукоблудия и телеграфировать своим шефам о фактах увиденных нарушений. В дальнейшем (если верить Рыбаку – максимум осенью) планируется внедрение новой системы голосования «Рада», разработка которой поручена соответствующему подразделению НАН Украины.
С одной стороны, все вроде понятно, но опять же – исполнение новых норм регламента всецело зависит от доброй воли спикера, который в особо напряженные моменты может просто не «расслышать» заявлений оппозиционеров. Но сегодня Рыбак был бодр и весел, много шутил и даже зачитал, открывая заседание, список депутатов, которые не расписались о своем наличии в зале у столов регистрации. Таковых насчиталось почти сто человек, и их карточки были блокированы. Выяснилось, что проигнорировал процедуру «росписи» даже Виталий Кличко, не заметить которого в зале было сложно. Рыбак пожурил Виталия, сказав, что руководствуется данными регистрации, но в итоге признал его физическое наличие.
Впрочем, каких-либо серьезных инцидентов в такой день вряд ли можно было ожидать, чем и объясняется добродушное настроение собравшихся, которые много смеялись и хлопали наконец прорвавшемуся к своему рабочему месту словоохотливому Рыбаку. На заседание были вынесены всего два вопроса – собственно, изменения в регламент и заявление о евроинтеграции, каждый из которых набрал конституционное большинство голосов. Но интересно, как будут вести себя «регионалы» и им сочувствующие в «боевых условиях», когда голосов будет впритык. Депутаты отстрелялись очень быстро – голосования проходили без обсуждения, разве что Григорий Немыря пытался достучаться до Рыбака, когда тот зачитывал текст заявления о евроинтеграции, но тщетно. Позже Немыря объяснил это тем, что спикер перепутал Совет Европы с Евросоюзом, и как бы потом из-за этой стенограммы чего не вышло. Но, в целом, Немыря был доволен заявлением, уверяя, что оппозиции удалось отстоять ключевые формулировки.
Глава фракции ПР Александр Ефремов назвал достижение компромисса поражением оппозиции и завел свою старую пластинку, что любой запрет при желании можно обойти. А также отличился предложением принимать решения большинством не от конституционного состава парламента, а от числа присутствующих в зале. Правда, учитывая, что для этого необходимо внести изменения в Конституцию, такая затея малореализуема, хотя в оппозиции даже проявили некоторую заинтересованность в ней. Равно как сомнительно, что пройдет через Раду и законопроект Ефремова об ответственности нардепов за блокирование работы Рады. Подобную норму «регионалы» пытались впихнуть в «компромиссный пакет», но оппозиция по понятным причинам категорически ее отмела.
По лицам «трех из ларца» лидеров оппозиционных фракций, традиционно дающих совместные брифинги было непонятно, искренни ли они в своих заявлениях о победе.
«Вы еще не знаете, чего это стоило им», – ухмылялся скептикам-журналистам утомленный Олег Тягнибок.
Выйдя на пресс-поинт, лидер «Свободы» расплылся в улыбке: «Ну что, дорогие мои, оцените красоту игры. Очевидно, перспектива парламентских выборов так напугала Партию регионов и коммунистов, что они смягчили свою позицию. И вот видите, на какой мы вышли компромисс».
О победе вещали и Кличко с Яценюком, которые на этой неделе от безделья увлеклись обоюдным троллингом по киевским выборам. Теперь Яценюк о разногласиях предпочел помолчать, а наоборот сделал акцент на «общем достижении».
Итак, что же получаем в сухом остатке? Те, кто критиковал оппозицию за мелочный повод блокирования трибуны (мол, «сенсорная кнопка» далека от народа), забывали, что ужесточение дисциплины неминуемо вскроет проблемы в большинстве. Как ни парадоксально, многие депутаты большинства были в этой ситуации на стороне блокировщиков, поскольку новые правила игры (если они, конечно, заработают) повышают капитализацию каждого нардепа. В том числе и среди оппозиционеров – ведь не исключено, что брожение в большинстве приведет к тому, что по некоторым вопросам «регионалам» будет проще договориться о поддержке с оппозиционными фракциями, а не с шантажистами-самовыдвиженцами. То есть власти придется идти на компромисс с оппозиционерами – не случайно, в комментариях последних превалирует настроение «в кои-то веки оппозиция заставила власть к себе прислушаться».
«Регионалы», в свою очередь, вроде как, готовы к персональному голосованию и ради этого даже могут лишить мандатов некоторых своих особо запущенных прогульщиков (Веревский, Иванющенко), чтобы их место заняли более дисциплинированные коллеги. С имиджевой точки зрения «донецкие», конечно, получили нехороший прецедент – оппозиция может воспрянуть духом и требовать все новых и новых уступок. Но давно очевидно, что табуретками и даже Саламатиным в нынешнем составе Рады вопросов не решишь.
Принятое заявление о евроинтеграции было важно в преддверии саммита «Украина – ЕС», так что власть может объяснить свои уступки этим благим делом. Парламентский балагур Олег Ляшко в своем «фейсбуке» даже написал, что Раду разблокировали после звонка Кличко от фрау Меркель, озабоченной предстоящим мероприятием.
Вариант со звонком Меркель – еще не самый худший, потому что часто нашу оппозицию обвиняют в том, что указания ей дают в совсем других местах. Неминуемы разговоры о «сдаче» и пляске под дудку Банковой были и сегодня.
Действительно, со стороны снятие блокады с парламента выглядело как своеобразный подарок оппозиции Виктору Януковичу, который устраивал сегодня свой телебенефис и даже анонсировал возобновление работы парламента в ходе своего диалога с народом. Если продолжать фантазировать, то, может, сорвавшаяся в среду договоренность, когда вроде уже все было на мази, связана как раз с намерением «регионалов» сделать красивый фон для выхода в народ Папы?
Пожалуй, главный заинтересованный в возобновлении работы парламента – спикер Владимир Рыбак – на радостях уже заявил, что скоро «побежденные и победители начнут брататься». Правда, в нынешней ситуации побежденной не хочет себя признавать ни одна из сторон.