Под дверью у МВФ. Украине выгодно блефовать
Переговоры с МВФ зашли в тупик, но эксперты «Главкома» советуют властям делать вид, что не все потеряно
19 апреля украинская делегация продолжила переговоры по предоставлению Украине транша Международного Валютного Фонда. И даже если переговоры МВФ зайдут в тупик, эксперты советуют делать вид, что они продолжаются. Это даст возможность, ссылаясь на возможное сотрудничество, брать более выгодные иностранные займы.
О том, почему Украина и МВФ никак не могут договориться, на пресс-конференции в информационно аналитическом агентстве «Главком» говорили Олег Устенко, директор Международного Фонда Блейзера, и экс-министр экономики Виктор Суслов.
-- Страна должна решиться на девальвацию
Олег Устенко, директор Международного Фонда Блейзера
Конкуренция за ресурс МВФ очень усилилась буквально на протяжении нескольких месяцев. Это связано с целым рядом причин, в том числе с проблемами, которые возникли на Кипре. МВФ должен выделить дополнительно $1 млрд долларов киприотам, на помощь МВФ также рассчитывают Испания и Португалия. Ресурс фонда ограничен размерами в $700 млрд. И борьба за эти деньги велика.
Требования МВФ по Украине остаются неизменными. Их всего два основных. Это курсообразование и дефицит государственного бюджета. Есть еще дополнительные моменты, которые являются менее болезненными.
Прежде всего, почему надо продолжать переговоры с МВФ. Страна имеет огромное бремя валютного долга. Государство и украинский частный сектор задолжали более 130 млрд. долларов, это 80% нашего ВВП. Эти деньги нужно постоянно обслуживать. Сложно себе представить, что страна, которая имеет чуть больше, чем 24 млрд. долларов золотовалютных резервов, не будет чувствовать себя под стрессом, имея такие обязательства.
Переход к более гибкому курсообразованию, по мнению МВФ, основывается на том, что у Украины колоссальный разрыв дефицита счета текущих операций. А это говорит о том, что страна должна девальвировать свою валютную единицу. По мнению МВФ, переход к гибкому курсообразованию означает ликвидацию подобного рода дисбаланса. Но, по нашему мнению, переход к гибкому курсообразованию необходим, из-за недостатка валютных резервов, но резкая девальвация гривны для украинской экономики является нецелесообразной.
Кроме того, все понимают, что в Украине на протяжении длительного времени курс валюты был политическим, а не экономическим.
Дефицит государственного бюджета должен быть снижен. Мы поддерживаем позицию МВФ и понимаем, что это необходимо сделать. Дефицит украинского бюджета, зафиксированный в прошлом году на уровне 5,5%, является неадекватным. Мы считаем, что он должен быть снижен до уровня 3-3,5%.
Мы понимаем, что заимствование на внешних рынках для Украины более выгодно, поскольку этот рынок более дешевый, чем внутренний.
У Украины остаются шансы на сотрудничество с МВФ, однако, вместе с этим, риски связанные с этим сотрудничеством удастся частично нивелировать, в том случае, если Украина сможет получить достаточное количество средств, либо из альтернативных источников, либо попытается занять необходимые суммы на этот год на международных финансовых рынках.
2013 г. все еще остается достаточно сложным для Украины. И возрождение будет только с третьего квартала 2013г. Мы ожидаем, что наша товарная группа найдет возрождение ближе к четвертому кварталу 2013 г. и основной стимул даст сельское хозяйство.
Ожидая результатов работы украинской делегации в Вашингтоне можно сказать следующее: даже если результаты будут негативны, то Украине ни в коем случае не стоит об этом говорить, иначе это повлечет за собой удорожание заимствований на европейских площадках. Сейчас европейский рынок, когда оценивает стоимость заимствований для Украины, учитывает сотрудничество нашей страны с МВФ. На фоне этой информации можно попытаться продолжать делать выгодные заимствования на иностранных площадках.
Украине нужно выполнить требования МВФ, но не потому, что это требования МВФ, а потому, что эти, пусть даже не популярные шаги дадут рост в экономике страны. Поднятие тарифов на газ, это правильно, даже если цена вырастет в 3-4 раза, другой вопрос, в том, что население от этого пострадать не должно. Кроме того, нужно понимать, что одним увеличением тарифов здесь не обойтись, нужно попытаться переложить удар на газодобычиков. Все понимают, что лобби газодобытчиков есть, оно будет и его нельзя не учитывать. Для них нужно увеличить рентные платежи на добычу газа. Но население имеет меньше рычагов на власть, чем украинские газодобытчики.
Украине нужно постоянно говорить о возможности сотрудничества с МВФ, даже если эта возможность будет равна нулю. Это не вопрос не только государства, это вопрос, в том числе и частного бизнеса, который должен иметь доступ заимствования капитала в европейских странах.
-- Шанс на получение кредита не утрачен, а это уже хорошая новость
Виктор Суслов, экс-министр экономики, эксперт по экономическим вопросам
Миссия МВФ закончила работу неделю назад и уехала. Как и ожидалось, стороны заявили о существенных успехах, но не смогли сделать заявлений о том, по каким позициям были достигнуты договоренности.
МВФ все еще требует от Украины сократить бюджетный дефицит, дефицит «Нафтогаза», а это значит, что основная тема остается прежней - повышение цен на газ и тарифов на коммунальные услуги.
МВФ большое внимание уделяет тому, что Украина фактически финансирует своими займами покупку иностранных товаров и увеличения импорта.
Хотелось бы напомнить, что в своих рекомендациях МВФ всегда строг, и совсем недавно он отказал Египту, потому что Египет к ряду рекомендаций не прислушался.
Не удачным я бы назвал и заявления Министерства экономики Украины о том, что кредит нам нужен для реструктуризации самих кредитов МВФ. То есть, когда в Минэкономики не понимают, что нам нужны средства для проведения реформ, а рассматривает МВФ исключительно как кредитное учреждение, это неприемлемо. Ведь главное для МВФ это проведение реформ.
Но есть один позитивный факт. В Вашингтон должна была отправиться делегация для продолжения переговоров с МВФ. Ясно, что если переговоры продолжатся в Вашингтоне, то они уже должны быть на уровне политического руководства фонда. Я не знаю программы делегации, но сама поездка говорит о том, что шанс на получение кредита не утрачен, а это уже хорошая новость.
На что согласилась Украина, мы пока не знаем. А последние данные, опубликованные Госкомстатом, являются довольно пессимистичными. Из этих показателей следует, что существенного роста валового продукта в этом году нам ждать не приходится. К позитивным изменениям относится то, что за январь-февраль этого года у нас уменьшился импорт на 6,3%.
Правительство Украины неоднократно обсуждало переход к гибкому курсу гривны, но на практике этого не видно. Правительство и Нацбанк занимают демонстративную позицию. Они не готовы официальный курс привести к соответствию хотя бы с курсом межбанковского рынка. Речь идет о каких-то 15 копейках. Это тоже важный негативный сигнал для МВФ, потому что такая девальвация не особо значима, но она бы продемонстрировала готовность украинских властей делать шаги навстречу фонду. Сегодня такая негибкая позиция Украины ставит под сомнение получение транша от МВФ.
Если Украина не получит эти деньги, то у нас очень серьезно обострится долговая ситуация. Напоминаю, что в 2013 г. только валютному фонду Украина должна вернуть 5,7 млрд долларов. И ближайшая выплата должна состояться 30 апреля в сумме 400 млн. долларов. И если транша МВФ не будет, то выплаты придется проводить за счет золотовалютного фонда, что негативно скажется на репутации страны. И в таких условиях Украина еще долго не сможет рассчитывать на иностранные инвестиции.
Украина должна все-таки согласиться на проведение реальных реформ, ведущих к сбалансированию платежного баланса. И мне кажется, что правительство готово услышать эти рекомендации, но все это мы узнаем по итогам работы украинской делегации в Вашингтоне.