Украинский аграрный сектор «ляжет» под Китай

Опасения о превращении Украины в аграрный придаток Поднебесной могут стать реальностью

В последнее время становится очевидным факт, что деятельность Министерства Аграрной Политики времен правления одиозного Николая Присяжнюка вызывает больше негатива, чем деятельность любого другого министерства. Время его правления ассоциируется с квотированием экспорта, миллиардными хищениями в Аграрном фонде, скандально-известным «Хлеб ИнветБуд», заоблачными поборами за сертификацию зернохранилищ, закрытым страховым «Аграрным пулом» и многим другим.

Согласно экономическому закону роста потребностей, чем дольше Николай Владимирович занимает свой пост, тем шире становится размах его рук. Ведь, по отчетам за 2012 год, у нас значительно вырос экспорт аграрной продукции, в чем есть огромная заслуга профильного министерства, следовательно, создается впечатление, что человек находится на своем месте. Однако пресс-релизы Министерства аграрной политики по неведомой причине скрывают тот факт, что рост экспорта в 2012-2013 маркетинговом году вызван его тотальным ограничением, инициированным Министерством в предыдущем периоде. Неужели экс-монтажник треста "Енакиевометаллургстрой" настолько дальновиден, что готовил фундамент своих будущих успехов еще в преддверии переназначения Кабмина после выборов 2012 года?

Вопреки видимому процветанию украинского агросектора, отечественные аграрии нынче пошли нищие. Вот и пришлось простереть свой взгляд в заграничные дали. Здесь, правда, нашего героя подстерегала еще одна беда - очень не повезло с соседями. Российская Федерация является прямым конкурентом на мировых рынках, а европейцы уж больно несговорчивы, им подавай прозрачность, открытость и другую чепуху, давно искорененную из правил работы МинАгропрода. Пришлось смотреть шире и дальше, аж «под небеса».

Процесс с получением кредита на реализацию проектов в сфере АПК у Экспортно-импортного банка Китая был длительным и тяжелым. Долго не могли определить заемщика - схема суверенного кредита категорически не устраивала китайскую сторону, т.к. суверенные гарантии Украины в чистом виде ничего не стоят. В итоге ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» (ГПЗКУ) стала своеобразным жертвенным бараном, заклание которого устроило обе стороны. Располагая сорока четырьмя предприятиями, равномерно распределенными по территории страны, в том числе двумя мощными портовыми перевалочными комплексами, она является идеальным инструментом для осуществления масштабного экспорта зерновых. Такой ресурс как нельзя кстати подошел быстрорастущей экономике КНР. Китайские аналитики решили, что отдать три миллиарда и получить взамен модернизированные на эти же деньги мощности ГПЗКУ, плюс проценты - довольно выгодная сделка. А там глядишь, какой-то миллиард удастся вернуть (ведь есть какая-никакая государственная гарантия), тогда можно вообще рассчитывать на государственные награды китайского отечества. Диспозиция устраивала обе стороны и сделка свершилась перед самым 2013 годом. Первые 1,5 миллиарда долларов попали в распоряжение Николая Присяжнюка, и он начал действовать.

Первым делом сменил руководство ГПЗКУ, назначив на должность председателя правления своего кума Игоря Якубовича. Боевые друзья из «Хлеб Инвестбуда» во главе с Игорем Филиппенко также нашли свое место. Так бывший директор «Хлеб Инвестбуда» Роберт Бровди стал зампредседателя правления, отвечающим за трейдерское направление, к руководству технического направления также были привлечены верные солдаты Игоря Филиппенко. Неоднозначную реакцию также вызвало появление в кресле первого заместителя председателя правления ГПЗКУ скандально-известного миллионера Павла Климца.

Вся команда в сборе и приступила к героическому провалу китайского проекта. Другими словами сложно назвать то, как идет работа по экспорту четырех миллионов тонн и освоению в текущем году трехсот миллионов долларов на модернизацию предприятий ГПЗКУ. Программа форвардных закупок полностью провалена, ни одна тонна зерновых покупателю не передана и ни один инвестиционный проект не был подан на рассмотрение в Министерство экономического развития и торговли. Но, похоже, все так и задумывалось. Как иначе дать основание китайским инвесторам наложить лапу на производственные мощности ГПЗКУ?

В этой связи начали всплывать на поверхность крайне интересные факты.

Во-первых:

В Кабинете министров находится на согласовании Постановление о передаче на баланс ГПЗКУ десяти предприятий Госрезерва. Неужели китайская сторона решила, что ГПЗКУ в своем нынешнем состоянии не стоит трех миллиардов? Передача дополнительных государственных мощностей предприятию, закредитованному под завязку, нельзя объяснить ничем другим, кроме как накачкой активов «под слив». Это равносильно тому, что взять неподъемный кредит ПОД личное поручительство и оформить на себя квартиру родителей. Друзья и соседи отговорят вас любыми способами, ведь в случае невозврата вам вообще негде будет жить.

Во-вторых

ГПЗКУ приступило к созданию крупного собственного земельного банка. Зачем государственному предприятию, специализирующемуся на оказании услуг аграриям, собственный земельный банк. Какую государственную функцию он позволит выполнять? Как повлияет на мелких сельхозпроизводителей появление государственного монстра в сфере аграрного производства? Ответы на поставленные вопросы не требуют глубокого анализа. Из них выплывает главный вопрос: «Зачем?» Государству Украина это ни к чему, участникам рынка тем более, а вот Николаю Владимировичу и китайским партнерам очень даже кстати. Для первого «уход в землю» - самый легкий способ распыления полученных денег, трансформации их из государственной в частную форму собственности. Для вторых - путь к созданию вертикально-интегрированной аграрной компании, что позволит не зависеть от общих интересов аграрного сектора экономики Украины, а устанавливать свои собственные правила.

Земля будет, элеваторы есть, рабочей силы 1,4 миллиарда, перевалка в портах есть, средства транспортировки обеспечат. Не важно, что стоит свое производство. Деньги есть - необходимо распределять.

Что еще можно предпринять Министерству Аграрной политики и продовольствия, чтобы угодить китайским инвесторам? Один из вариантов: у Госрезерва в заначке есть еще около двадцати элеваторов, да и ГАК «Хлеб Украины». Какие-то перевалочные комплексы еще имеются в сфере управления Министерства инфраструктуры. Землю нужно как-то обрабатывать, и высококачественная китайская техника придет на помощь ГПЗКУ.

Показатели министерства растут и рядовому украинцу разве не все равно, какой титул носит его страна: житницы мировой или исключительно китайской?