Евроинтеграция Украины может быть сорвана
В Киеве считают, что Юлия Тимошенко шантажирует украинскую, российскую и европейскую власть
Запад и Россия выложили перед Украиной все карты за два месяца до саммита Евросоюза в Вильнюсе, в ходе которого может быть подписано соглашение об ассоциации. Последние аргументы той и другой стороны прозвучали в минувшие выходные в рамках ежегодной встречи «Ялтинская европейская стратегия» (YES). Президент Виктор Янукович дал понять, что не воспринимает диктата со стороны партнеров.
Традиционная встреча в Ялте в этом году должна была стать площадкой для дискуссий и сверки позиций относительно внешнеполитического выбора Украины. Европу представляли президент председательствующей в Евросоюзе Литвы Даля Грибаускайте, еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле, председатель Комитета по иностранным делам Европарламента Эльмар Брок. От имени России выступал только помощник президента Сергей Глазьев. Украинские политики от власти и оппозиции в полной мере использовали ялтинский форум, чтобы услышать чужое мнение и себя показать – за полтора года до президентских выборов.
Поначалу ситуация казалась прогнозируемой. Представители Украины и ЕС заверяли друг друга в стремлении выполнить все условия, необходимые для подписания соглашения об ассоциации в ноябре. Диссонансом звучали только заявления Глазьева, который убеждал собеседников, что для Украины выгодно было бы двигаться в ЕС не самостоятельно, а вместе с евразийскими экономическими структурами. Он пояснил, что сейчас Украина не является равноправным партнером ЕС, а только выполняет европейские указания.
Если документ будет подписан, Таможенному союзу придется ужесточить условия торговли с Украиной, чтобы защитить свои рынки. «Это означает дополнительные потери 3–4 миллиардов долларов к дефициту торговли, который наверняка вырастет до 12–15 миллиардов долларов. Кто заплатит в этом случае за дефолт Украины, который станет неизбежным? Готова ли Европа заплатить порядка 35 миллиардов долларов за преодоление последствий дефолта Украины? Деньги не маленькие. Но это ваше дело, а наше дело – предупредить», – сказал Глазьев. Российский участник встречи предложил альтернативу: «Если мы хотим стабилизировать украинскую экономику, то участие в Таможенном союзе дает возможность ликвидировать торговый дефицит: в три раза будет уменьшена цена на газ, отменены экспортные пошлины на нефть. Улучшение на 10 миллиардов долларов».
О том, что Киев не намерен менять курс, стало понятно из выступления Виктора Януковича, который сказал, что пришло время коренных реформ. Он сравнил ситуацию с ремонтом старого дома, который долго пытались улучшить побелкой-покраской, но наконец пришли к необходимости полностью перестроить. Президенту вторил премьер-министр Николай Азаров, который отметил, что украинские предприятия, отрасли, вся экономика нуждаются в реформах. Премьер сказал, что на днях собрал у себя представителей профсоюзов, крупных бизнесменов, представителей промышленных ассоциаций. «Я задал вопрос, разделяют ли они опасения по поводу катастрофических последствий (соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. – «НГ»). Ни один не выступил, не заявил, что с такими прогнозами согласен», – рассказал Азаров.
Глава украинского правительства убежден, что риски евроинтеграции преувеличены так же, как в 2008 году преувеличивались риски угроз при вступлении Украины в ВТО. «Примерно то же самое было – такие же апокалиптические прогнозы. Но мы же все рассчитали. Да, некоторые были потери. Но зато вырос экспорт, были вынуждены модернизироваться предприятия», – напомнил Азаров. Он отметил, что в результате евроинтеграции не будет даже в десятой степени таких негативных последствий, о которых сегодня говорят.
По словам Азарова, Украина настроена на развитие сотрудничества с Россией и Таможенным союзом. И признал безосновательными опасения партнеров относительно бесконтрольного перетока товаров через украинскую территорию на рынки ТС: «Все эти вопросы урегулированы нормами ВТО. И поэтому соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС абсолютно никаких рисков не представляет для стран Таможенного союза».
Европейские политики горячо поддержали Азарова. Некоторые, как сопредседатель Мониторинговой миссии Европарламента Александр Квасьневский, обратили внимание, что отношения Украины и России и до подписания соглашения об ассоциации с ЕС не были безоблачными. «Я спрашиваю, что это за братская любовь, если они (РФ. – «НГ») блокируют экспорт, если они блокируют ваши товары? Это настоящее извращение, а не любовь. Сегодня мы можем сказать: мы (ЕС. – «НГ») предлагаем вам закон, право и стандарты, хорошее будущее, предлагаем вам очень хорошо организованную экономику. И вы можете найти много примеров тому, что это возможно, это не мечта, не пропаганда и не политическая фантастика. Пример тому – Польша, Литва, Латвия. И если Украина будет ассоциированным членом ЕС, у вас будут лучше отношения с Россией, а не хуже», – заявил Квасьневский.
Лидеры украинской оппозиции, претендующие на участие в президентских выборах, тоже успели показать себя, размышляя об отношениях с Россией. Арсений Яценюк жестко обозначил условия сотрудничества в новых условиях: «Украина готова открыть новую страницу отношений с Россией при условии соблюдения трех «нет»: «нет членству в Таможенном союзе», «нет русскому языку как государственному», «нет военным блокам с Россией». Виталий Кличко ушел от резких оценок, но однозначно заявил, что евроинтеграция – единственное спасение для украинской экономики, а провал этого внешнеполитического курса ляжет на плечи лично Януковича.
Эксперты отметили, что ближе к концу саммита представители украинской власти уже не отвергали саму возможность неподписания соглашения в Вильнюсе. Дело в том, что европейские политики в Ялте предприняли атаку на Киев, неожиданно заявив: без освобождения Тимошенко документ подписан не будет. Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко обратил внимание «НГ», что в момент открытия саммита эта тема практически не звучала, но постепенно стала чуть ли не доминирующей.
Политолог заметил, что вначале Александр Квасьневский намекнул, что для евроинтеграции требуется какое-то компромиссное решение со стороны самой Тимошенко, но не пояснил, о чем идет речь. Затем президент Литвы Даля Грибаускайте отметила, что без решения проблемы Тимошенко не видит возможности подписания соглашения, и добавила: «Не думаю, что есть смысл ориентироваться на какое-то одно решение, есть несколько возможностей: выпустить (Тимошенко на свободу. – «НГ») совсем, частично или отправить в Германию на лечение». Затем представитель Европарламента Эльмар Брок заявил предельно жестко: «Если 15 октября миссия Кокса–Квасьневского не отчитается положительно перед Европейским парламентом по решению дела Юлии Тимошенко, то у вас (Украины. – «НГ») будут большие проблемы (в контексте подписания соглашения в ноябре. – «НГ»)».
Константин Бондаренко сделал вывод, что вопрос Тимошенко стал элементом большой игры. В Киеве не исключают, что закулисно в игру вступила российская сторона, намеревающаяся сорвать евроинтеграцию Украины. Политик и экономист Борис Кушнирук в своем блоге прояснил ситуацию, отметив, что Виктор Янукович заинтересован в подписании соглашения с ЕС, однако хочет найти процедуру освобождения Тимошенко без возможности ее участия в президентских выборах 2015 года. «Европейские политики, несмотря на желание подписать соглашение, не могут позволить себе роскошь замолчать проблему Тимошенко, судебное решение против которой они же провозгласили политически мотивированным. Притом что в Европе никто не сомневается, кто такая Тимошенко и какой коррупционный шлейф за ней тянется», – написал эксперт. По его мнению, Европе безразлично, будет ли экс-премьер принимать участие в президентских выборах.
Третьей стороной процесса Кушнирук, как и многие украинские политологи, назвал Владимира Путина, который не заинтересован в подписании соглашения между Украиной и ЕС: «Для него Тимошенко является выгодным партнером, который доказал свою преданность и который сейчас может сыграть важную роль в срыве подписания соглашения с ЕС. Для этого нужно проводить пропагандистскую кампанию, направленную на дискредитацию лично Януковича в Европе. В этом плане Тимошенко в тюрьме сейчас для него лучше, чем Тимошенко на свободе». И, наконец, сама Тимошенко, которая, по мнению Кушнирука, получила возможность сейчас шантажировать и Януковича, и европейских политиков, и Путина. Эксперт пояснил: «Она хочет не просто освобождения, она требует, чтобы ей гарантировали участие в президентских выборах 2015 года. Чтобы были закрыты все уголовные дела против нее, которые сейчас расследуются или находятся в судах».
Президент Янукович, на которого было оказано давление в Ялте, не дал никаких обещаний и гарантий, в очередной раз сославшись на законодательство. Когда Виталий Кличко прямо спросил у президента, готов ли тот уйти в отставку, если соглашение с ЕС не будет подписано, Янукович ответил: «Я знаю, и вы знаете, что такое держать удар. Я держал удар в своей жизни очень много раз и прошел через всю жизнь, сдерживая эти удары». Он намекнул, что ответственность ляжет и на власть, и на оппозицию, отметив, что даже если соглашение не будет подписано, жизнь не остановится.