Большой украинский разворот
Президент Украины Виктор Янукович решил кардинально изменить свой имидж.
Президент Украины Виктор Янукович решил кардинально изменить свой имидж. Из «крепкого хозяйственника» советской закваски он превратился в первого главу украинского государства, который на деле, а не на словах прорубил «окно в Европу». Это может сделать Януковича безальтернативным лидером Украины, а оппозицию — сугубо номинальным институтом.
24 сентября украинский президент Виктор Янукович лично встретился с президентом США Бараком Обамой. В Нью-Йорке он принял участие в официальном приеме от имени Обамы в рамках 68-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. При этом Обама, который не так давно отказал в аудиенции российскому лидеру Владимиру Путину, нашел время для персонального общения с Януковичем. Один этот жест можно расценивать как факт, свидетельствующий о том, что украинский президент на глазах превратился в главного проевропейского политика на пространстве СНГ.
Правящая на Украине Партия Регионов меняет имидж вслед за президентом. Теперь уже она, а не правая проевропейская оппозиция, призывает депутатов ради «общего дела» поддержать инциативы по скорейшему принятию «евроинтеграционных» законов, согласованных еврокомиссией и администрацией президента. Впрочем, никто в Верховной Раде этому особенно и не противится.
Вся эта история стремительно меняет расклад политических сил в стране. Янукович и его Партия Регионов, еще недавно опиравшиеся на электоральную базу востока Украины, теперь могут попросту забыть о мыслях и чаяниях людей, выступающих за более тесную интеграцию с Россией. Какая-то их часть наверняка поддержит донецкого лидера «по инерции». Взамен Янукович и его команда получат огромный пласт новых сторонников на Западе Украины. Правая украинская оппозиция прежде опиралась именно на союзничество с Европой и на декларирование желания вывести страну на «европейский путь». Но Янукович перехватил у Тимошенко и Яценюка эту инициативу. Факт остается фактом: президент, восхождение которого на престол так активно поддерживал Кремль, стал для Украины первым лидером, который действительно сумел приблизить страну к Европе. Ну, или сумеет — на ноябрьском саммите в Вильнюсе. Выбор уже де-факто сделан, подчеркивают эксперты.
«Украина приняла, как мне видится, окончательное решение двигаться в сторону ЕС. Это личная инициатива президента Виктора Януковича. Поддержанная оппозицией и гражданским обществом, которое в Украине очень влиятельно в сравнении с той же Россией. Янукович и его окружение хотят гарантировать свою экономическую безопасность и целостность их активов на Западе. А сделать это можно только через интеграцию с ЕС», — говорит политолог Тарас Березовец.
Теперь украинская оппозиция просто не сможет убедить народ в том, что является бОльшим сторонником объединения с ЕС, нежели действующий президент. А посему кандидатура Януковича на предстоящих президентских выборах может стать такой же безальтернативной, как и кандидатура Меркель — в Германии. «Если экономика устоит, денег хватит, и оппозиция будет вести себя, как ведет, то при нынешней динамике в 2015 году нас ждет переизбрание Виктора Януковича. Именно вопрос интеграции будет надстройкой над экономическим базисом», — говорит в интервью «Росбалту» политический обозреватель портала Liga.net Сергей Высоцкий.
Эти тезисы подтверждает и политолог Алексей Блюминов. «Влияние российского фактора на результат этих выборов будет серьезным, но не прямым, а опосредованным. Этому будет способствовать то обстоятельство, что повестку выборов будет определять их видение элитами как закрепления или же ревизии тех результатов, которых достигла страна в своем движении в сторону ЕС. Таким образом, все кандидаты на пост президента будут отталкиваться от той ситуации необратимости, которую заложит Янукович, подписав в конце ноября Соглашение о ЗСТ с Евросоюзом. Одни будут его критиковать, а другие — пытаться выглядеть большими европейцами чем Виктор Федорович», — объясняет эксперт.
«Безусловно, получение ассоциации с ЕС в корне меняет внутриполитическую повестку. Во-первых, создаются условия для смены Януковичем политического поля. Теперь он будет бороться с нынешней правой оппозицией за одного избирателя», — подчеркивает Блюминов.
Отобрать власть у Януковича не будет никаких шансов и у пророссийских политиков. Они в Украине уже де-факто превратились в маргиналов — будь то коммунисты или лидеры движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука.
Блюминов описывает процесс так: «Пророссийский сегмент политикума окажется нокаутирован и деморалимзован. Как надолго — покажет время. Но в любом случае, без кардинальной смены нынешней «воссоединительной» парадигмы на более адекватную, политические перспективы этих движений и групп не слишком хороши».
Что это все значит для будущего украинской экономики?
Блюминов делает свой прогноз: «С экономикой будет плохо, но недолго. В том смысле, что часть ее умрет (не обязательно уже к 2015 году, речь идет об отложенной динамике процесса), а другая часть будет вписана в европейский рынок на определенных условиях.
Составить баланс приобретений и потерь можно уже сейчас. Ориентиром тут может служить текущая востребованность продукции украинских производителей на европейских рынках. Тот, кто уже востребован, получит возможность расширить свою долю экспорта. Тот, кто ориентирован исключительно на рынки Таможенного Союза, безусловно, выживет лишь в случае, если его продукция или его роль в кооперационной цепочке критически важна для интересов экономик стран ТС. Некритически важные производства могут стать жертвами политического фактора. Россия просто выдавит их со своих рынков «в назидание». В любом случае, в среднесрочной перспективе высокотехнологические производства могут быть сохранены исключительно в рамках кооперации либо с ЕС либо с ТС. Сами по себе они – как например украинское самолетостроение — никому не нужны».
Эксперт предлагает не впадать в панику, ожидая, что с уходом под «зонтик» ЕС Украина потеряет все рынки на востоке. «Тут стоит учесть объемы украинского экспорта в Россию (а экспортируем мы отнюдь не только сыр и конфеты, от которых Москва может безболезненно отказаться в рамках стратегии импортозамещения, но и продукцию машиностроения, и много чего еще). Даже если представить себе, что политические аргументы будут безусловно принесены Кремлем в жертву экономической целесообразности, все равно одномоментно отказаться от украинских поставщиков без существенных потерь для своей экономики (а бреши в кооперационных цепочках за один день не заткнуть) россияне не смогут», — поясняет Блюминов.
Кроме того, напоминает эксперт, «огромное количество российских кампаний уже давно и успешно работают на украинском рынке, и покидать его не собираются. К тому же у российского бизнеса существуют и свои интересы в Украине, связанные с борьбой за перспективные рынки, за приватизацию отдельных объектов промышленности. Понятно, что теперь ни о каких преимущественных условиях их участия в этих процессах не может идти и речи: Брюссель будет жестко лоббировать «своих». Однако все равно для россиян украинская экономика не теряет своей привлекательности, и глупо думать, что украино-российское сотрудничество после 28 ноября будет свернуто и россияне отсюда уйдут. Не уйдут. Просто стратегия борьбы за рынки поменяется».
Кремль, разумеется, сделает все, чтобы этот процесс для Украины был максимально сложным — в назидание остальным осколкам советской империи, которые не захотят сотрудничества с Таможенным союзом.
Но очевидно также и то, что проблемы тут будут не только экономического порядка. Кремль устами помощника Путина Сергея Глазьева уже заговорил о том, что Украина может перестать быть для России «не только стратегическим партнером, но и вообще — партнером». Москва апеллирует к историческому опыту соседа. «Мы уже ходили однажды по этому пути — это был путь господина Мазепы, который привел к известному концу, которого хотелось бы избежать, тем более в 21 веке», — провозгласил Глазьев во время встречи в Луганске.
В связи с этим ЕС, стремясь гарантировать себе необратимость нового курса Украины, может активизировать процесс инфильтрации на украинские территории военных баз НАТО. Прямой военный конфликт, конечно, пока представить трудно, но рост напряженности в оборонной сфере между соседями практически гарантирован.
Впрочем, в вероятность усиления позиций НАТО на юго-западных границах России верят далеко не все. «Вступление в НАТО пока явно не стоит на повестке дня. Сотрудничество идет и без формального вступления Украины — военные эксперты участвуют в операциях коалиции, например, очень популярны украинские пилоты вертолетов. С другой стороны, вступление в НАТО вызовет дополнительное напряжение в отношениях с Россией. Никому это напряжение не нужно», — подчеркивает Высоцкий.
Такого же мнения и Березовец. Вопрос членства в НАТО неактуален и пока не обсуждается. До выборов 2015 года Янукович поднимать его не станет, не желая потерять дополнительные голоса на Юго-Востоке.
Но отвернуть Украину от европейского пути, кажется, уже невозможно. Березовец объясняет это, в том числе, личными мотивами Януковича. «Россия ведет себя слишком агрессивно в отношении украинского истеблишмента и для Януковича важно сохранить лицо, образ самого сильного политика в стране. Позиция Путина — личный вызов власти и авторитету украинского президента», — говорит политолог.
Но какие противоречия будут в украинской политике дальше? «В конечном итоге мне представляется реалистичным распад нынешних партийных конструкций после 2015 года и консолидация на базе ПР и значительной части нынешней оппозиции нового политического субъекта, находящегося в правом центре. Справа ему будет оппонировать «Свобода», а на левом фланге постепенно образуется новая левая альтернатива социалистической или даже коммунистической направленности, которая будет играть на классовых, а не межэтнических противоречиях в обществе. Иными словами, это та сила, какой в идеале должна была быть КПУ, очищенная от попов, хоругвей и пророссийщины», — прогнозирует Блюминов.