Геополитическое айкидо. Школа Путина

Украина под «мудрым руководством» Януковича превратилась в «подмандатную территорию»

Оцените красоту игры! Используя потенциальную и кинетическую энергию бездарных попыток Запада присоединить Украину к Европе, Кремль с минимальными затратами и телодвижениями получил не только в свои объятия оную Украину, но еще вымученную благодарность от Евросоюза в исполнении еврокомиссара Штефана Фюле. Даже «великий и ужасный» Китай своей огромной массой сыграл на стороне Путина в его мастерской борьбе за Украину. Закатить истерику по поводу дальнейшего втягивания Украины в московскую орбиту пытается только Госдеп США, но Америка далеко, она увязла в проблемах по всему миру, недавно проиграла Кремлю Сирию, а также «недовыиграла» у Москвы Иран с его ядерной программой. Словом, несмотря на то, что Путин известен как любитель дзюдо, ему впору открывать высшую школу геополитического айкидо. Правда, Украине все это не сулит в долгосрочной перспективе ничего хорошего…

Собственно, весь ход событий показывал, что чего-то подобного следовало ожидать.

Было очевидно, что Янукович и компания в меру своих, мягко говоря, не слишком больших интеллектуальных способностей пытаются играть на противоречиях между Европой и Россией в споре за влияние на Украину. Он дразнил Путина, парафируя соглашение об ассоциации, которое в его нынешнем виде однозначно невыгодно для Украины, и заявляя, что евроинтеграция является стратегическим вектором страны. Янукович дразнил Европу, регулярно посещая Путина, о чем-то тайно переговариваясь с ним и демонстрируя, таким образом, Европе, что оставляет себе возможность маневра в сторону Москвы, если Брюссель будет несговорчивым.

Было очевидно, что Европа изначально поставила себя в проигрышное положение. Прежде всего, потому, что Евросоюз принялся «евроинтегрировать» Украину в крайне неблагоприятное для этого время, да еще без особой поддержки США в этом архисложном процессе. Ведь Украина – не Прибалтика и не Хорватия. Да и на дворе уже не 1990-е и даже не начало 2000-х, когда произошло самое масштабное расширение Евросоюза за счет стран бывшего советского блока. Причем эта «погода на дворе» имеет сразу несколько аспектов, крайне неблагоприятных для дальнейшей евроинтеграции вообще, и уж тем более Украины в частности.

Во-первых, кризис. Приснопамятная волна расширения на рубеже 1990-2000-х годов, которая не совсем заслуженно считается «успешной», проходила в условиях финансового бума и легкого доступа к дешевым кредитным ресурсам. Кризис привел к потере ликвидности мировой финансовой системы. Старая Европа увязла в бюджетно-долговых проблемах, в дефолте Греции, преддефолтном состоянии других стран Юга континента. Евросоюзу сейчас не до финансовых расходов на новичков. Евроинтеграцию последней волны, к результате которой к объединенной Европе примкнули Болгария и Румыния, уже никто не называет успешной. В этих странах все более разочаровываются в «светлом европейском будущем», которое пока что принесло лишь галопирующую дороговизну и еще большее обнищание, что уже находит отражение в массовых протестах, в частности, в Болгарии. Даже в относительно зажиточной Хорватии, которая в Евросоюз вступила всего-то полгода назад, уже слышатся крайне негативные мнения о евроинтеграции. В свою очередь, в Старой Европе, например в Великобритании, все громче звучат голоса о необходимости вообще ограничить болгарам и румынам свободный доступ в более успешные страны Европы. Признаем, нынче модно, спекулировать на тему «провала евроинтеграционного проекта» или, вслед за присной памяти Освальдом Шпенглером, пророчествовать о «закате Европы». Но очень трудно отрицать, что ситуация в Евросоюзе является сейчас, мягко говоря, не самой подходящей для интеграционных телодвижений.

Во-вторых, тот факт, что речь идет именно об Украине, многократно усложняет все дело. Важнейшее значение, имеет, прежде всего, фактор России, которая «окончательно поднялась с колен» после геополитических поражений и унижений в 1990-х. Помог ей в этом тот же Запад: накачка необеспеченными деньгами глобальной финансовой системы со стороны Федерального резерва США и Евроцентробанка привела к скачкообразному росту цен на сырье и энергоносители, что и стало главнейшим «домкратом», «поднявшим с колен» Россию. К тому же было очевидно, что Кремль просто так Украину не отдаст. Москве нужен не только экономический, но человеческий, идеологический потенциал Украины: никакой «Руси» в России без Украины быть не может в ментальном, даже в экзистенциальном плане, чего на Западе не понимают и едва ли поймут.

Более того, Украина – это даже не Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Прибалтика и прочие Балканы вместе взятые. Это намного больше и сложнее. Те схемы, которые использовались в ходе предыдущих волн интеграции, с Украиной не пройдут, а если их попытаться запустить, то последствия будут непредсказуемыми. Украина – это не только 45 с лишним миллионов населения и наибольшая по площади страна в Европе, не считая, конечно, Россию, которая не-Европа. Украина – это огромный клубок социальных, национальных, экономических, коррупционных и прочих проблем, это огромные в масштабах Европы природные ресурсы, столь же огромный, хотя и изношенный, индустриальный потенциал. Причем многие достижения и элементы украинского научно-технического потенциала для подавляющего большинства стран Евросоюза недоступны так же, как для каких-нибудь туземцев Амазонии. К Украине хорошо подходит американская поговорка: это коктейль, которым можно подавиться. Похоже, берясь за «приручение» этого Дикого Поля, которое в течение веков многие завоевывали, но не могли здесь долго удержаться, за исключением Российской империи во всех ее видах, в Евросоюзе вообще плохо понимали, во что ввязываются. Ясное дело, что усердное штудирование, например, Николая Бердяева или Льва Гумилева не входит в круг интересов евросоюзовских чиновников и даже в программы так называемых престижных университетов Запада, но все же следовало бы на досуге полистать кой-чего… Зачем? Да хотя бы затем, чтобы граница Евразии прошла не в районе польского Перемышля, а на 1500 километров восточнее – за Луганском! Это для России и вообще Евразии плюс-минус 1500 км – мелочи, а для Европы – это огромное пространство! Но оставим туманный экзистенциализм и вернемся к более приземленным вещам…

В-третьих, Евросоюз, по сути, ничего не предложил Украине, в ответ на открытие ее рынков в соглашении о зоне свободной торговли путем обнуления таможенных ставок на импорт европейских товаров. Обнуление ставок для ввоза в страны ЕС украинских товаров почти ничего не дает, поскольку есть еще квоты, которые сохраняются почти на нынешнем уровне. По сути, ассоциация и зона свободной торговли, в том виде, как это записано в парафированных, но так и не подписанных в Вильнюсе документах, выгодны для ряда транснациональных корпораций, и только. В этих документах закрепляется статус Украины как рынка сбыта и источника сырья для этих корпораций. Почему Янукович игрался в эту игрушку? Только ли для того, чтобы выторговать побольше у Москвы? В этом он и его компания пусть разбираются сами. Уже и слухи о том, что каких-то «козлов отпущения» из числа министров уволят за «провал евроассоциации», стали стихать, что вполне объяснимо, поскольку увольнение того или иного персонажа, контролируемого тем или иным олигархом, может нарушить баланс олигархических сил вокруг «трона»…

Даже после того, как ведущие европейские политики, включая «трижды канцлера» Германии Ангелу Меркель, признали, что причина срыва евроассоциации заключается не только в мошенничестве Януковича и не в кознях Москвы, а в реальных драматических социально-экономических проблемах Украины, грозящих не карнавальным Майданом, а чем-то пострашнее, ЕС так и не сподобился предложить ничего конкретного. Европа так и не представляет, что делать с украинской авиационной промышленностью и ракетостроением, с тяжелым, транспортным и энергетическим машиностроением, включая атомное, военно-промышленным комплексом, судостроением и многим другим.

В ответ на подобные вопросы из Европы слышатся обтекаемые и ни к чему не обязывающие фразы о неких «инвестициях», каковые якобы прольются золотым дождем после вступления в евроассоциацию. Не будет в обозримом будущем никаких инвестиций, пока бушует кризис, конца которому не видно! Европа не в состоянии справиться с Грецией, в которой, как в черной дыре, исчезают десятки, даже сотни миллиардов евро.

Наконец, Украина оказалась на грани банкротства. Казна пуста. Золотовалютный резерв на грани обнуления. Платить зарплаты и пенсии, финансировать социальные программы нечем. Срочно нужны деньги, чтобы хоть как-то сбалансировать внешние платежи и рассчитаться с предыдущими долгами. Можно справедливо резонерствовать на тему о том, что олигархические кланы Украины, включая скандально известную «Семью», сами виноваты: довели страну «до ручки» менее чем за 4 года «покращень». Но стране срочно здесь и сейчас нужны деньги, а не разговоры. К тому же, на носу президентские выборы 2015 года, и нужно хоть немного подкупить электорат.

Европа займов не дает, издевательски предлагая воспользоваться услугами МВФ. В свою очередь, МВФ готов дать смешную сумму в размере «пары ярдов», но под жесткие условия: резко поднять тарифы на газ и коммунальные услуги, радикально сократить льготы, субсидии, социальные выплаты, зарплаты в бюджетном секторе – словом, в преддверие выборов предлагают довести страну до социального взрыва, осколками от которого может накрыть не только Межгорье и Януковича, но и саму Европу.

И вообще, раздача заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд печенья и булочек на Майдане имела глубоко символический подтекст. Похоже, это все, что Запад готов реально предложить Украине.

В свою очередь, Кремль четко понимает, что делать с индустриальным потенциалом Украины, что можно и нужно прибрать к рукам для своих нужд, а что следует уничтожить, чтобы не создавать конкуренцию своим предприятиям. Также в Москве знают, сколько, на каких условиях, а главное, в какой момент нужно дать режиму Януковича денег, чтобы втянуть Украину в свою орбиту.

В-четвертых, геополитический расклад в мире отнюдь не благоприятствовал Евросоюзу в борьбе с Россией за Украину. Вот если бы на стороне Европы всей своей массой выступили США – тогда другое дело. Но Штаты, повторим, увязли по всему миру в огромных проблемах, которые сами же и создали в предыдущие десятилетия. К тому же, международная дипломатия и геополитика явно не являются сильным местом Обамы и его администрации. Поэтому кроме пустых деклараций, от Вашингтона сейчас нечего ждать. Сам по себе Евросоюз, как это ни курьезно, слишком слаб, чтобы один на один бороться со вновь воспрянувшей мощной российской международной школой, восходящей к присной памяти министру иностранных дел СССР Андрею Громыко, получившему прозвище «мистер Нет».

Кроме США, в геополитических играх на равных с Россией может играть еще Китай. Но Поднебесная в восточноевропейские разборки встревать не намерена. У Пекина свой интерес – дешевое сырье и ресурсы. Есть информация, что Китай готов признать Украину сферой влияния Москвы в обмен на удешевление цены на газ и другие экономические преференции. Именно поэтому во время последнего визита Януковича в Поднебесную его вежливо встретили, показали музей с терракотовой армией императора Ши Хуанди, подписали с ним несколько малозначащих документов, настоятельно порекомендовали «тщательнЕе» выполнять предыдущие двусторонние договоренности и мягко отправили в Сочи – «решать вопросы» с Путиным.

Наконец, в-пятых, президентские выборы 2015 года в Украине пока не отменяли. Подчеркнем, пока… Запад серьезного ставленника не имеет и едва ли успеет его отыскать или сконструировать. Единственной, кто что-то мог бы противопоставить Януковичу, остается Юлия Тимошенко, но Европа и Америка бездарно провалили операцию по ее освобождению. Придется делать ставку на кого-нибудь из оппозиции, но серьезных фигур, равных Тимошенко там нет и не предвидится, что наглядно показал Майдан. В качестве альтернативы Западу придется, морщась и отворачиваясь, работать с Януковичем, что дает последнему дополнительные козыри для торга и маневров, чреватых для страны непредсказуемыми последствиями.

В свою очередь, в Москве, похоже, уже выбор, сделали. Это Янукович. Да, бывший ГэБэшник презирает бывшего осужденного. Но в Кремле отдают отчет, что любой другой персонаж будет для Москвы еще хуже, а потому исходят из реалий. К тому же, нынешнего уже прикормили, приручили, «поводок на шею одели», дали кредит, который еще и отдавать нужно, так что никуда не денется. А если выпустить ту же Юлю, например, то неизвестно, чем это окончится…

Вот, собственно, и весь расклад, который сумели просчитать в Москве. Кремлю оставалось только ждать, когда «клиент созреет», перекрыв некоторые каналы поставок украинских товаров на российский рынок для ускорения процесса. «Созревание» наступило после нескольких недель так называемой еврореволюции, когда стало очевидным, что Запад не собирается помогать режиму Януковича и Украине ничем, кроме продолжения разговоров «за демократию и ценности» и приезда на евромайдан разнокалиберных заграничных политических деятелей с целью выступления перед восторженно-протестующими массами.

Как нельзя кстати на 17 декабря назначили заседание российско-украинской межгосударственной комиссии, где и были подписаны документы, содержащие «пряники» от Путина. Важнейшими из них, как известно, являются следующие: снижение базовой цены в формуле ценообразования по газу с нынешних 400 до 268,5 долларов за 1 тысячу кубов; предоставление Украине в 2013-2014 годах кредита в размере 15 млрд долларов; разблокирование поставок украинской продукции в Россию; очередное обещание развернуть кооперацию в авиа-, ракето- и судостроении, энергетическом и тяжелом машиностроении, атомной промышленности и энергетике.

Обвинения оппозиции Януковича в том, что он «продав неньку», честно говоря, пока выглядят безосновательно и больше походят на истерику по причине того, что сказать нечего. Янукович переиграл оппозицию… А если точнее, то переиграл Путин руками Януковича. Это не удивительно: если Кремль переигрывает Брюссель и Вашингтон при молчаливом согласии Пекина, то выиграть у наших «политических подростков и босяков» для него не стоит особого труда.

Возвращаясь к обвинениям в адрес Януковича, приходится констатировать, что подтверждения им пока нет. Например, обвинения в том, что он берет у России неподъемный коммерческий кредит с высокими процентами, вместо дешевого кредита МВФ, были незамедлительно развеяны министром финансов России Силуяновым, заявившим, что первый транш двухлетних украинских еврооблигаций российский Фонд национального благосостояния готов выкупить с купонным доходом в размере 5%. Это не намного больше 3-4%, которые предлагает МВФ, но, как справедливо и издевательски подчеркнул Путин, Россия не сопровождает выдачу займа унизительными социально-экономическими требованиями, реализация которых способна довести граждан Украины до полного обнищания с непредсказуемыми последствиями.

Некоторое беспокойство вызывает пока только заявление министра энергетики Ставицкого о том, что в 2014 году «Нафтогаз» планирует увеличить закупки газа до 30-33 млрд кубов вместо 27 млрд в 2013 году, что существенно «съест» экономию на снижении цены. Но вполне возможно, что снижение цены на газ позволить нарастить производство и экспорт, например, в химической промышленности, и дополнительные затраты вернутся сторицей в виде экспортной выручки и поступлений в бюджет.

Серьезную обеспокоенность вызывают слухи о том, что снижение цены на газ и выделение льготного кредита якобы сопровождается закулисными договоренностями о приватизации подконтрольным Кремлю российским капиталом целого ряда стратегических предприятий Украины, включая газотранспортную систему, атомную энергетику и промышленность, оборонку, авиа- и ракетостроение другое, причем с долевым участием «Семьи». Вполне возможно, что это так, но ведь подтверждений нет!

Серьезным риском является также то обстоятельство, что, попав в сферу влияния Москвы, Украина неизбежно будет втягиваться во внутрироссийские проблемы. А это эскалация экстремизма у северо-восточных соседей, включая исламский терроризм. Это этническая и межнациональная вражда, которой пропитана российская действительность. Это неуклонное сокращение процента так называемого славянского населения и рост процента других наций и народностей, что создает огромную напряженность. Это нелегальная миграция и наркотраффик из Азии. Это обостряющаяся напряженность между регионами России. У нас мало известно, например, о том, что одним из самых популярных лозунгов в Сибири и на Дальнем Востоке является – вы будете смеяться! – аналог нашего «геть від Москви!», а многие жители Сибири в анкетах называют себя не «русскими», даже не «россиянами», а «сибиряками». В восточных регионах России обоснованно считают, что они своими ресурсами и трудом содержат «зажравшуюся Москву» – и это справедливо!

Очевидно, что все эти проблемы Украине даром нужны. Своей «головной боли» хватает!

Наконец, все больше закрадывается ощущение очередного «мюнхенского сговора». Неожиданное решение Кремля оказать «братскую помощь» находящейся на краю пропасти Украине и довольно-таки вялая реакция на это Европы и даже Америки, дают основание для вполне обоснованных конспирологических подозрений в том, что Европа устала от Украины, не знает, что с ней делать, не желает ее финансировать, но опасается социального взрыва из-за обнищания страны, а потому согласна, чтобы заплатил кто-то другой. Этим «другим» оказался, естественно, Кремль – больше все равно некому. Возможно, это и есть та договоренность между Меркель и Путиным, на которую намекала бундесканцелерин во время провала ассоциации в Вильнюсе… А Украина под «мудрым руководством» Януковича превратилась в «подмандатную территорию» или «управляемую буферную зону».

Мастер по айкидо Путин при этом не сильно суетился и напрягался…