Безголовая дипломатия. Почему Порошенко медлит с назначением послов?
«Миротворческие», пропутинские инициативы Европы – недоработка украинской дипломатии
В условиях войны и неприкрытой агрессии Кремля у Украины нет своих послов в десятках стран мира. Украинская дипломатия обезглавлена в самых влиятельных европейских государствах – Германии, Франции, Великобритании, некому представлять Украину в Дании, Швеции, Швейцарии, Австрии, Польши, Венгрии, Финляндия, Венгрии и т.д.
Стоит ли в таких условиях удивляться, что об аннексии Крыма теперь мало кто на Западе вспоминает? А тема войны на Донбассе все чаще звучит в трактовке, выгодной России, которая, собственно, и спровоцировала кровопролитие? Не мудрено, что теперь европейские лидеры посылают неоднозначные меседжи украинским властям: с террористами – договариваться, мир – любой ценой.
-- «Дырки» в посольствах
Естественно, посольства Украины с уходом Чрезвычайного и Полномочного посла не прекращают свою деятельность. «Посол – это человек, возможно, в каких-то конкретных случаях более опытный. Но в дипломатии есть так называемый второй номер, - поясняет особенности дипломатической кухни заместитель министра иностранных дел Андрей Олефиров. – Как правило, это советник посла. Он остается на хозяйстве, и мы представляем его как временного поверенного в делах Украины в соответствующей стране. Плюс, на местах остаются работать консул, офицер безопасности, дипломаты».
Фактически, временный поверенный – это и.о. посла. «Он может делать практически то же, что делает посол», - отмечает в комментарии «Главкому» Первый Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в России Владимир Крижанивский. Однако возможности его все же ограничены. Авторитет временного поверенного, конечно, в первую очередь зависит от его личных качеств и бекграунда. Но заменить посла он никак не может.
Во-первых, поверенный вместо посла – это понижение уровня контактов.
«Временный поверенный не может получить, например, доступ к главе державы, в которой работает, или к главе правительства на регулярной основе», - комментирует возможные риски для страны посол по особым поручениям МИД Украины Дмитрий Кулеба. Посол, как модератор двусторонних отношений на месте, по его словам, может зайти в более высокий кабинет, чем поверенный.
Во-вторых, временный поверенный все равно остается «вторым номером» в посольстве, что понижает его статус. «К нему у страны, где ему приходится работать, иное отношение. Его не считают истиной в последней инстанции, - признает Владимир Крижанивский. – В глазах страны пребывания он выглядит как человек с ограниченными возможностями». «Послу намного легче доносить свою позицию», - соглашается Дмитрий Кулеба.
В-третьих, отсутствие посла многие ведущие европейские страны, такие как Германия и Франция, воспринимают как плохой сигнал во внешнеполитических отношениях.
«Наличие посла – это еще и символизм в определенной мере, - отмечает в комментарии «Главкому» первый заместитель директора Института мировой политики Сергей Солодкий. – Многие страны мира обращают внимание на то, какой бекграунд у того или иного посла. Так они определяют, насколько страна, которая этого посла отправляет, предает важности двухсторонним отношениям. Если в качестве посла в страну приезжает бывший министр или его зам, она понимает, что Украина уважает своего партнера, хочет углублять отношения, и для этого присылает туда профессионала. Если же посла нет – это очень негативный сигнал».
-- Мир с террористами - недоработки дипломатии
Особенно остро в условиях угроз территориальной целостности Украины и фактической войны с Россией стоит проблема отсутствия послов в ведущих европейских странах.
«Когда внешняя политика и переговоры с иностранными партнерами играют ключевую роль, а у нас при этом нет послов, - это фундаментальный недосмотр», - считает Сергей Солодкий. По словам эксперта, сегодня такое промедление в назначениях преступно.
Немецкая, французская, британская пресса уже позабыла об аннексии Крыма. Накал вокруг войны на Донбассе тоже значительно снизился – мир свыкся. И будоражить его некому. Работники украинских посольств в Западной Европе не скрывают, что ходить на эфиры, посвященные проблемам Украины, комментировать горячие события, расставлять акценты, трактовать украинскую позицию попросту некому.
Предложение канцлера Германии Ангелы Меркель, адресованное Киеву, вступить к переговорам с террористами, вызвало резонанс в Украине. Но обратила ли Европа внимание на такой месседж? Украинскую общественность возмутило и то, что сделано это заявление было после встречи с российским президентом Владимиром Путиным. Понятно, Европе не нужен военный конфликт под боком – в стороне оставаться будет невозможно. Вот западные лидеры и предлагают Украине мир любой ценой. «Их не волнует, каким будет этот мир, будет это новое Приднестровье, новая дыра в безопасности, регион, напичканный оружием, террористами», - комментирует ситуацию «Главкому» Сергей Солодкий.
Однако большинство экспертов сходятся на том, что, в такой ситуации дипломатической машине необходимо постоянно доносить позицию Украины, разъяснять ситуацию.
-- Почему затянулась пауза?
«Обезглавлены» посольства Украины были по разным причинам. Чрезвычайный и Полномочный посол в Германии Павел Климкин, как известно, с приходом на пост президента Петра Порошенко возглавил украинский МИД. У некоторых завершилась каденция. Хотя во все времена было достаточное количество исключений. Для примера, свое время – при Кучме и Ющенко – 6 лет занимал пост посла Украины в России Николай Билоблоцкий. Потому, по мнению экспертов, убирать одновременно такое количество действующих послов – в условиях войны – в срочном порядке не было необходимости.
Посол Украины в Великобритании Владимир Хандогий, например, занимал свой пост четыре года. Он дипломат с опытом. Послом в других странах был еще при Кучме и Ющенко (в Канаде, Нидерландах, Бельгии и Люксембурге). А с 2007 года и до своего последнего назначения занимал пост первого зама главы МИДа.
Посол Украины во Франции Александр Купчишин не «досидел» до положенных трех лет на посту пару месяцев. При Кучме он представлял Украину в Совете Европы. При Ющенко был послом в Нидерландах. В 2010 году недолго – четыре месяца – занимал пост заместителя министра иностранных дел – до отъезда во Францию. С 2011 года был одновременно официальным представителем страны еще и в Монако. Однако в дипломатических кругах поговаривали, что для требовательной Франции, несмотря на весомый бекграунд, он все же был немного слабоват.
Посол Украины в Австрии Андрей Березной в феврале этого года подал в отставку сам. Бывший зам министра экономики Украины обосновал свое решение тем, что как госслужащий осознает политическую ответственность власти за глубокий общественно-политический кризис, который и привел к насилию и гибели граждан Украины.
Некоторые же дипломаты, отозванные после свержения режима Януковича, попросту попали под люстрацию.
«Мерзавцы, которых привел прошлый режим, полностью разрушили государственную машину. Леонид Кожара (возглавлял МИД в правительстве Азарова – «Главком») – абсолютная ничтожность, - не стеснялся в выражениях Владимир Крижанивский. – Он сделал из МИД пустое место. Послов, воспитанных в холуйском режиме, надо было менять».
«К сожалению, не все послы повели себя в сложившейся ситуации в конце осени – начале зимы достойно, - отметил в комментарии «Главкому» экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко. – Потому не исключаю, что во многих случаях это была форма оценки их деятельности». «Возможно, были какие-то просчеты в работе, или они недостаточно работали на интересы Украины, саботировали их», - соглашается Сергей Солодкий.
Но даже в такой ситуациии Президенту стоило бы поспешить. По словам Олефирова, Порошенко уже поставил задание главе МИД быстро подыскать достойные кандидатуры. Однако пауза в назначениях затягивается.
Если в назначении Андрея Дещицы послом в Польшу никто не сомневается, то по остальным – большой знак вопроса. Из источников в дипломатических кругах «Главкому» точно известно, что, к примеру, официальный Париж и Лондон до сих пор не получили кандидатуры на согласование. Какое-то время назад, например, на пост посла Украины во Франции пророчили замминистра иностранных дел Наталью Галибаренко, однако она не знает французского языка, что для принимающей страны является важным критерием.
Владимир Крижанивский считает, что в связи с войной у президента попросту не доходят до назначения послов руки. К тому же, поверенного назначить гораздо проще.
«Чтобы назначить временного поверенного, мы просто советуемся в ведомстве, подыскиваем из тех, кто остался, кандидатуру с большим опытом и выдаем соответствующий приказ, - рассказал замминистра иностранных дел Андрей Олефиров. – Назначить посла сложнее. Нужно согласование президента, согласие другой стороны – так называемый «агреман». Потом выписываются верительные грамоты, в которых президент просит другого президента доверять этому лицу, как ему самому». «Изучение кандидатуры другой стороной, последующие внутригосударственные процедуры, подготовка, подписание указа занимает определенное время: объективно от недель и до месяцев», - отмечает Владимир Огрызко.
Еще одна проблема заминки с назначениями – кадры.
В условиях войны Украину в других государствах должны представлять проверенные люди. «Важно подобрать динамичных, современных и ответственных людей на эти посты, которые возьмут на себя ответственность за развитие двусторонних отношений, - отметил в комментарии «Главкому» Дмитрий Кулеба. – Пауза связана именно с отбором квалифицированных кадров с новым мышлением, которые будут работать не только на процесс поддержания двусторонних отношений, а и на получение конкретного результата, стратегически выстраивать отношения со столицами других стран».
«Перед Украиной стоит вызов, - считает эксперт Сергей Солодкий. – У нас много профессиональных карьерных дипломатов, просто профессиональных деятелей, которые могли бы стать послами. Но надо учитывать специфику стран. Германия – это еще и знание немецкого языка. Франция – французского. Это очень важно». По его словам, таких специалистов в Украине можно пересчитать по пальцам. В оптимистичном варианте – по пальцам двух рук.