Итак, Яценюк делает вид, что он победил

Ситуация с «недоотставкой» премьера и распадом коалиции показала, кто реально управляет страной

Ситуация с «недоотставкой» премьера Яценюка и распадом коалиции ярчайшим образом продемонстрировала, что реально страной управляют не правительство с Яценюком и не Порошенко с его президентской вертикалью, а олигархи. А все потому, что революция, спровоцировавшая внешнюю агрессию российского империализма, не изменила олигархический строй на что-то более разумное и социально-справедливое.

Именно олигархи ряда кланов, дергая за кулисами ниточки, как в кукольном театре, 24 июля 2014 года через подконтрольных депутатов провалили поправки в бюджет и налоговый кодекс. Точно так же они милостиво позволили его принять ровно через неделю, 31 июля, когда интересы эти кланов были учтены.

-- Опять пошли не тем путем!..

Сказки о «демократическом» правительстве младореформаторов, взявшихся проводить крайне болезненные, но такие необходимые реформы, вместе с рассказами о «самом лучшем за всю историю страны» премьере Яценюке можно сдавать в архив! Премьер, правительство, а заодно и новоиспеченный гарант Порошенко хоть и сумели несколько умерить аппетиты олигархии, но в целом податливо уступили давлению кланов.

Собственно, это было понятно еще в марте, когда Яценюк озвучил свою антикризисную программу. Обещанные реформы свелись к замораживанию и даже сокращению социальных расходов, доходов граждан с целью получения вожделенного кредита МВФ. О возврате награбленного «семьей» Януковича вопрос серьезно не ставился. Ситуацию усугубила развернувшаяся на Донбассе война, требующая многомиллиардных расходов, львиную долю которых «элита» тоже пытается взвалить на рядовых граждан. Обещания побороть коррупцию так же остались разговорами. Зато была обвалена гривна, отпущена инфляция, повышены тарифы на ЖКХ, а цены на товары и услуги первой необходимости существенно выросли.

Попытка правительства выдавить из рядовых граждан копейки «на войну и разруху» были резко отрицательно восприняты даже многими однопартийцами Яценюка в «Батьківщині». Напомним, что в первом варианте законопроекта, проваленного 24 июля, значилась, например, скандальная идея правительства Яценюка отправить всех бюджетников, включая учителей, врачей, работников культуры, социальных служб в неоплачиваемые отпуска. Не менее шокировала норма о прекращении индексации пенсий и зарплат даже на величину инфляции, что больнее всего бьет по многочисленным малообеспеченным слоям населения.

Естественно, что в преддверии досрочных выборов подавляющее большинство депутатов голосовать за такое не пожелали. Тем более что подобными «мерами» бюджет особо не наполнишь. Но не радение об обездоленном народе было причиной провала первого варианта поправок в бюджет и налоговый кодекс.

В ряде своих публичных выступлений, в том числе во время программы «Свобода слова» на телеканале ICTV 28 июля, премьер Яценюк заявил, что главной причиной провала законопроектов была попытка Кабмина существенно увеличить налоги на сверхприбыльный олигархический бизнес, конкретно, рентные платежи за добычу полезных ископаемых. Также правительство вознамерилось упразднить льготный налоговый режим для сельского хозяйства и перевести аграриев на общую систему налогообложения.

Этому резко воспротивились крупные агрохолдинги, имеющие сильное лобби в парламенте. Их немедленно поддержало парламентское нефтегазовое лобби, но отнюдь не из любви к сельскому хозяйству.

По закону, газ отечественной добычи должен реализовываться по твердой цене и идти на нужды ЖКХ. Но частные газодобытчики успешно эту норму обходят. Главный игроком здесь являются связываемые с миллиардером Игорем Коломойским и группой Приват оффшорные структуры, которые извлекают газ из недр по договорам о совместной деятельности с компанией «Укрнафта», контрольный пакет в которой формально принадлежит государству. Через структуры «Укрнафты» в пользу «Привата» извлекается в год весьма существенный объем – до 2 млрд кубов газа при общем объеме добычи в Украине, составляющем около 20 млрд кубов. Продавая газ промышленным предприятиям, приватовские структуры, по оценкам министра финансов Александра Шлапака, имеют до 1500% рентабельности. Поэтому в проваленном 24 июля варианте правительственного законопроекта планировалось повысить плату за пользование недрами при добыче газа с нынешних 15% до 70%.

Прежде всего, это ударило бы по бизнесу Коломойского, который контролирует такую себе парламентскую группу депутатов под громким названием «Экономическое развитие». Лоббисты Коломойского получили поддержку группы «Суверенная европейская Украина» Игоря Еремеев. Хотя Еремеев и Коломойский являются вечными оппонентами, что часто приводит к скандальными «сливам» обоюдного компромата, в данном случае их интересы совпали.

Также проваленный 24 июля документ содержал норму о введении налогообложении моторного топлива с давлением биоэтанола в размере 139 евро на 1 тонну. Здесь также были существенно затронуты бизнес-интересы группы «Приват» Коломойского.

Миллиардер и по совместительству губернатор Днепропетровщины решил еще и продемонстрировать силу. Около 1000 приватовских автозаправочных станций, принадлежащих компаниям «Укрнефть», «Авиас» и «Сентоза», демонстративно прекратили продажу нефтепродуктов, чем серьезно дестабилизировали рынок во время военных действий и уборочной кампании. Кроме того, контролируемый «Приватом» менеджмент «Укрнафты» заблокировал попытку правительства получить дивиденды в размере 1,3 млрд грн за государственную долю в размере 50%+1 акция в корпоративных правах компании.

Следует отметить, что попытку подобным образом увеличить рентные платежи правительство уже предпринимало в марте нынешнего года при предыдущем пересмотре бюджета. Но и тогда нефтегазовое лобби сумело заблокировать планы Кабмина.

«Под раздачу» в марте попало только производство железорудного сырья, прежде всего, бизнесы Ахметова. С апреля 2014 года ставка рентной платы при добыче железной руды, составлявшая 3,64 грн за 1 тонну, что на фоне мировой практики является крайне низким значением, была заменена так называемым адвалорным налогом в размере 5% от стоимости готовой товарной продукции, то есть с учетом обогащения и других технологических операций. В общем результате рента выросла в 3-3,5 раза. Причина того, что с железорудным бизнесом Ахметова удалось проделать то, что не получилось с нефтегазовым бизнесом Коломойского, является, прежде всего, политической: Ахметов и донецкие после революции и бегства Януковича являлись проигравшей стороной и были неспособными противостоять новой власти,

-- Яценюк дал задний ход

Ситуация зашла в тупик, и дело было не только в нехватке средств на войну, как утверждал сразу после провала законопроектов 24 июля заявивший о своей отставке премьер Яценюк. Тем более что министр финансов Шлапак поспешил заверить, что его ведомство сможет изыскать средства для финансирования «восточного фронта» и без принятия проваленных законопроектов.

Но вскоре появилась новая редакция законопроекта № 4309а, в которой указанные ставки налогов и рентной платы были существенно снижены. Например, отчисления для бензина с добавлением биоэтанола были установлены в размере 99 евро за 1 тонну, вместо первоначальных 139 евро.

В окончательном варианте норматива, принятого 31 июля, рентные платежи при добыче газа и продаже его «не для на ЖКХ», увеличены в три раза против действовавших, то есть в среднем примерно до 45%, но не до 70%, как планировалось в первоначальном варианте. Точно так же рентная плата за добычу нефти и газового конденсата в окончательном варианте норматива увеличена с 39% до 45%, что также существенно ниже, чем в первоначальном варианте документа.

Указанные цифры «устаканивались» путем привычных торгов, в которых участвовал и президент Порошенко, в чем он фактически признался прямо в стенах парламента.

Ставка рентной платы при добыче и переработке железорудного сырья была поднята с 5% до 8%. Очевидно, что это задевает, прежде всего, бизнес-интересы Ахметова, а сделано было, в том числе для того, чтобы Коломойскому не так обидно было.

Но победные тексты, высказанные Яценюком 31 июля после успешного голосования за поправки в бюджет и налоговый кодекс, выглядят крайне неубедительными. Мало того, что в размерах ренты пришлось существенно уступить и пойти на попятную перед олигархами. Но оказалось также, что эти меры введены на время войны, до конца 2014 года. И если в случае с 1,5%-м «военным налогом» на доходы физических лиц подобная «временность» оправдана, то в вопросе ренты за добычу полезных ископаемых это можно расценивать как проигрыш, особенно, в условиях крайне тяжелого финансового тяжелого положения в стране.

И это еще далеко не все уступки олигархам…

Например, не следует считать, что Ахметова теперь только обижают. Ему еще и «пряники дают». Напомним, что недавно государственный регулятор согласовал для подконтрольного структурам Ахметова «Киевэнерго» повышение тарифов на отопление и горячую воду на 70%, хотя правительство обещало ограничиться для начала 40%-ным повышением. И это еще далеко не все…

Торги с олигархами вокруг поправок в бюджет и налоговый кодекс «удивительным образом» совпали с объявлением Кабмином списка государственных предприятий и корпоративных прав, которые планируется приватизировать до конца 2014 года. На этой операции правительство намерено получить около 30 млрд грн. Вопрос о том, чем будут лататься дыры после того, как все уйдет с молотка, «реформаторов», похоже. не волнует.

А речь идет, по сути, об окончательной распродаже остатков госсобственности. Перечень приватизируемых объектов впечатляет.

Планируется выставить на продажу 99,567% Одесского припортового завода, а также целостный имущественный комплекс Ильичевского судоремонтного завода, 25,1% компании «Торговый флот Донбасса», 99,5% «Киевтехсервис», 100% «Донбассшахтострой», 100% «Днепрометрострой», 100% «Укруглепромтранс».

На продажу также планируется выставить ряд объектов энергетики – 78,29% «Центрэнерго», блокирующие пакеты по 25% «ДТЭК Днепроэнерго», «Киевэнерго», «ДТЭК Днепрооблэнерго», «ДТЭК Западэнерго», «ДТЭК Донецкоблэнерго», «Винницаоблэнерго», «Черновцыоблэнерго», «Закарпатьеоблэнерго», а также 25% «Донбассэнерго», 60,248% «Запорожьеоблэнерго», 70% «Николаевоблэнерго», 25,006% «Одессаоблэнерго», 25% «Сумыоблэнерго», 50,999% «Тернопольоблэнерго», 65,001% «Харьковоблэнерго», 46% «Черкассыоблэнерго», 70,009% «Хмельницкоблэнерго».

Плюс к этому еще 38 блокирующих госпакетов акций газопоставляющих и распределяющих компаний (облгазов), 99,833% Херсонской ТЭЦ, 99,99% Одесской ТЭЦ, 100% Николаевской ТЭЦ, 99,928% Днепродзержинской ТЭЦ.

В планах значится также приватизация 50%+1 акции «Укрнафты» и 75,2% акций «Турбоатома».

Чтобы было понятно, поясним. Когда речь идет о приватизации контрольного госпакета акций «Укрнафты», это значит, что их купит Коломойский и тем самым де-юре приберет к рукам практически всю отечественную нефтедобычу и львиную долю нефтепереработки, которыми уже давно распоряжается де-факто. Если речь идет об облгазах, это значит, что они окончательно попадут под контроль Фирташа. Если говорить о блокирующих пакетах облэнерго, в названии которых содержится аббревиатура ДТЭК, а также о «Киевэнерго», то это значит, эти структуры окончательно станут подконтрольными Ахметову. Отдельно обратим внимание, что в состав «ДТЭК-Западэнерго» входит так называемый Бурштынский энергоостров, через который осуществляется экспорт электроэнергии в Европу.

Олигархи помельче тоже смогут найти в этом перечне интересные для себя объекты и купить их очень даже недорого. Ведь разговоры о 30 миллиардах, которые правительство намерено выручить от продажи названных и неназванных объектов, могут быть рассчитанными на непосвященную публику. Недаром исполняющий обязанности главы Фонда госимущества Парфененко уже обмолвился, что суммарная рыночная стоимость неполного перечня, состоящего из 164 объектов, составляет 15 млрд грн, но их балансовая стоимость «тянет» всего-то на 3 «ярда».

Словом, торговаться есть о чем. Вполне возможно, что цена будет зависеть от «поведения» соискателя, а потому олигархам пока есть смысл пойти навстречу пожеланиям правительства в вопросе повышения ренты за добычу ресурсов.

-- Кому выгоден хаос?

К суете вокруг принятия поправок в бюджет и налоговый кодекс, как известно, подвязан распад коалиции. Прекращение ее существования, напомним, после возврата к Конституции-2004 ведет к досрочным парламентским выборам.

В выборах крайне не заинтересован Ахметов, а также бывшие и действующие регионалы. Их базовый регион объят войной, а потому провести там нормально выборы крайне трудно даже чисто технически. Минус Крым, всегда отдававший регионалам львиную долю своих голосов. К тому же, едва ли электорат Юго-Востока вообще станет голосовать за регионалов после всего, что произошло и происходит сейчас.

Кстати, голосование за поправки в бюджет и в налоговый кодекс продемонстрировало, что особой необходимости в выборах пока нет. Решения принимаются, когда имеются шкурные интересы.

В выборах заинтересован олигарх Коломойский и президент Порошенко. Они стремятся использовать свои нынешние довольно сильные позиции для формирования собственных крупных фракций в парламенте.

Но выборы в условиях войны – это, мягко говоря, «не комильфо». К тому же, чем глубже страна будет входить в зиму, тем больше будут обостряться социальные проблемы по причине резкого скачка цен и тарифов, а также возможного холода в жилищах из-за нехватки газа. Очевидно, что в таких условиях исход выборов может быть крайне неприятным как для власти, так и для олигархов.

Поэтому окончить войну и очистить Донбасс от московских наемников, как сообщают источники «Главкома» в парламенте, планируется до конца августа, чтобы провести выборы не позднее октября. О том, что именно такие планы вынашиваются властью и заинтересованными олигархами, свидетельствует, в частности, последнее заявление начальника Генерального штаба Муженко. Об этом же говорит подготовка к празднованию Дня Независимости, к которому якобы планируется «добыть викторию»…