Пропаганда времен Порошенко. Первые последствия для имиджа президента и страны
Кто и как формирует образ Украины и ее лидера на внешней и внутренней арене
В условиях войны и первых ста дней неприкосновенности в адрес президента Петра Порошенко не слышно жесткой критики. Все политические силы, кажется, взяли обет молчания. Кровопролитие на востоке страны – не самое лучшее время для политических разборок.
Однако можно не сомневаться, что уже в сентябре с началом активной фазы избирательной кампании – как только завершатся первые сто дней правления - на гаранта обрушится лавина «камней». Все, кто не забыл предвыборных обещаний Петра Алексеевича, вспомнят ему и «молниеносное завершение АТО» после его победы на выборах, и «1000 гривен в день» для тех, кто нюхает порох, и обвал гривны, который не остановил человек, возглавивший Нацбанк (Валерия Гонтарева) с подачи нового президента.
Война, которая сегодня идет на Донбассе, без сомнения, будет сдерживать внутриполитические распри. Однако рассчитывать на такую циничную индульгенцию длительное время Порошенко и его команде не приходится. И в администрации президента это очень хорошо понимают, придирчиво подбирая кадры, которым предстоит формировать имидж страны и ее лидера на внешней и внутренней арене.
-- Кто вместо Ложкина?
В самостоятельности принятия Петром Порошенко многих решений – в том числе, и в сфере информационной политики – сомневаться не приходится. Окружение в случае с новым гарантом часто - лишь фон для внушительной фигуры шефа. «Порошенко знает, когда и как нужно говорить с журналистами, как вирусные волны в соцсетях могут влиять на настроения медийных элит», - подтверждает медиаэскперт Отар Довженко. Однако к мнению профессионалов, с которыми ему доводилось длительное время сотрудничать, президент таки прислушивается.
Казалось, что какое-то время Петр Алексеевич в формировании информационной политики делал ставку на бывшего медиамагната и своего бизнес-партнера Бориса Ложкина, которому после прихода на президентский пост он отдал место главы своей Администрации. Сразу же после этого назначения эксперты стали высказывать мнения, что заточенность администрации при Ложкине будет несколько иной, нежели это было ранее. Предполагалось, что офис президента станет не столько центром принятия стратегических решений, сколько пиар-агенством главы державы.
Однако, по информации, которой располагает «Главком», Ложкин хоть и очень близок к теме медиа, за информационную политику сегодня не отвечает.
Этот фронт работ президент поручил народному депутату и экс-генпродюсеру своего Пятого канала Юрию Стецю. После победы Порошенко ему, к слову, прочили и место главы администрации, однако сам Стець заверял, что, даже если предложение и прозвучит, он от него откажется.
Сегодня Стець возглавляет управление информационной безопасности Национальной гвардии. Он уже написал заявление о сложении депутатских полномочий, а также передал пост главы партии «Солидарность», переименованной в «Блок Петра Порошенко», Юрию Луценко. Объяснил он это все тем, что «кому-то надо и патроны подносить».
-- Кому и какие патроны подносит Стець?
Именно Стеця сегодня считают негласным, но главным стратегом и «куратором» основных информационных активностей главы державы. Он – один из немногих, кому Петр Алексеевич доверяет, и кого считает действительно профессионалом в медийной сфере. Этим летом, плюс ко всему, Порошенко и Стець еще и породнились: жена президента Марина вместе с Юрием Луценко крестила дочку Стеця Еву.
Сам Юрий Стець в ответ на вопрос: «Кто является главным информационным стратегом президента?» загадочно улыбается. «Угадайте», - смеется он. Потом, правда, напоминает, что с Порошенко «штатные» отношения его не связывают уже много лет.
Впрочем, и «внештатно» у Стеця и его людей вести информационное направление офиса Президента получается неплохо. И работа на Нацгвардию здесь скорее является правильным выбором сектора «общественной нагрузки», где Порошенко нужен «в доску» свой человек.
Ведь совершенно очевидно, что рейтинг Порошенко и его партии во время предстоящей избирательной гонки будут определять события на востоке страны. Их своевременная и правильная подача и трактовка немало скажутся на общем исходе выборов. И Стець не просто так взялся выстраивать коммуникации именно Нацгвардии.
«Это наиболее трудный участок работы», - отмечает в комментарии «Главкому» Отар Довженко. Информирование украинского общества об АТО, по его словам, сегодня действительно является большой проблемой – «кроме брифингов антитеррористического центра с дозированной и не всегда правдивой официальной информацией, адекватных источников новостей о событиях на фронте очень мало».
«Информацией о войне на Донбассе манипулируют все – от России до некоторых украинских героев, которые, похоже, уже видят себя в ВР следующего созыва, - говорит эксперт. – А отсутствие источников, которым можно доверять, используется для расширения дезинформации, паники и общей ошибочной картинки происходящего в зоне боевых действий».
-- «Двигатели» инфополитики
Кроме Бориса Ложкина, который в нынешнее время не курирует информполитику АП, а занимается широким кругом организационных вопросов, и Стеця, который формально занят Нацгвардией, в окружении Президента есть и другие известные медийщики.
Одним из главных информационных стратегов президента эксперты называют Игоря Грынива – «серого кардинала» штаба Порошенко. А также – бывшего политтехнолога Юлии Тимошенко Олега Медведева. «Медведев может давать советы президенту в плане внешнего образа, он хорошо знает эту сферу, это его специализация», - отмечает в комментарии «Главкому» медиаэксперт Тарас Петрив. Его коллега Виктория Сюмар, в июне оставившая пост заместителя секретаря СНБО по информационным вопросам, считает, что в определенной мере по некоторым темам Порошенко прислушивается и к Николаю Томенко. Он заблаговременно переметнулся из лагеря своей многолетней соратницы Тимошенко к победителю последних президентских выборов.
Отар Довженко вспоминает, что в первые постмайданные месяцы решением медийных вопросов занимался Совет национальной безопасности и обороны. «Там (в СНБО, - «Главком») было немало правильных инициатив, - считает эксперт. – Например, создание иновещания на базе «арбузовско-банковского» канала БТБ, сотрудничество пресс-служб силовых органов в рамках единого медиацентра, точечная работа с вражескими медиа». Но сейчас центр принятия решений таки переместился в АП. Хотя, по словам эксперта, не стоит забывать, что полномочия президента тут достаточно ограничены – эффективная работа возможна лишь в случае взаимопонимания с Кабмином, парламентом и независимыми наблюдательными органами.
Тарас Петрив в целом дает позитивную оценку работе медиацентра СНБО, который дважды в день выпускает информацию в происходящем в зоне АТО. Однако Виктория Сюмар, которая еще несколько месяцев назад курировала это направление, перевоплощение Совета фактически в инфослужбу АТО называет сомнительной историей.
В целом, эксперты сходятся на том, что к войне страна на информационных фронтах была абсолютно не готова. «Все понимают, что необходимо сопротивление российской и пророссийской пропаганде и информационная реконкиста на Донбассе, - отмечает в разговоре с «Главкомом» Отар Довженко. – Но в то же время и в экспертной среде, и среди политиков, и среди иностранных дипломатов все время было достаточно тех, кто остерегал Порошенко, Турчинова и Яценюка от волюнтаризма. Поэтому не происходит зачистка информационного пространства от явно вражеских агентов по примеру канала «112» или газеты «Вести», очень осторожно обходятся с ретрансляторами российских каналов (в частности ОРТПЦ на Донбассе), мало трогают российских журналистов, которые приезжают в Украину». Общее экспертное мнение: вряд ли в истории была страна, которая вела войну и настолько «либеральничала» с носителями вражеской пропаганды.
-- Образ Порошенко и страны
Однако глобально медиаэксперты дают позитивную оценку работе команды информационных стратегов Порошенко. «Информационная политика сегодня очень качественная, - отмечает Сюмар. – У президента удачное информационное сопровождение, хорошие райтеры. Его речи на высоком уровне. Избирая Порошенко, от него ожидали мира, и он минимально говорит о войне, а больше говорит о стремлении к миру. Пытается отвечать требованиям общества даже в контексте необходимых действий. Понятно же, что дорогой к миру является победа в войне».
К речам, которые произносил Виктор Янукович во времена своего президентства, люди преимущественно заведомо относились скептично. Несмотря на то, что от его решений зависела жизнь страны, к его словам особо прислушивались, скорее, ждали очередных ляпов. С Порошенко – другая ситуация.
Юрий Стець не считает, что со времени избрания Порошенко президентом, его образ как-то изменился. «Он противоположность Януковича, - рассказал «Главкому» пока еще народный депутат. – Он время от времени ходит пешком, не строит никакого Межигорья. Это другое позиционирование, не то, к которому привыкли, например, на востоке страны. И потому, думаю, у него и там сейчас все хорошо».
«Хорошо» - несколько громко сказано. Большинство жителей Донбасса, не поддерживающих новую украинскую власть, во многих бедах винят именно Петра Алексеевича. Но эксперт Отар Довженко просит понимать, что аудитории у Порошенко и Януковича – разные. «Янукович ориентировался на своих избирателей – преимущественно русскоговорящих и пророссийских, малообеспеченных, наделенных советской ментальностью и уже лояльных к нему. Потому часто его публичные выступления казались дикими образованному меньшинству, но совсем не вредили его популярности», - объясняет эксперт. Целевая аудитория у Порошенко другая – условно проевропейская и патриотически настроенная часть украинцев, а также западные дипломаты и политики, которые придирчиво оценивают достижения новой украинской власти.
Тарас Петрив считает, что к Порошенко сегодня прислушиваются с большим вниманием - как внутри страны, так и за ее пределами. «В западной прессе проводится общий тезис, что нынешний президент Украины – это тот человек, который оказался в нужное время на своем посту, - отмечает он в комментарии «Главкому». – Его избрание в одном туре там считают уникальным фактом. Есть большие надежды относительно него. Им важно, что он говорит, важно, что говорит не только о мире и людях на востоке, что также не забывает о реформах».
Вместе с президентом изменяется и имидж страны за рубежом. Украина сегодня – в связи с последними событиями – часто мелькает на страницах западных СМИ. И симпатии мира, по мнению экспертов, на нашей стороне. «Россия разрушила международный порядок, все украинские события касаются того, как дальше будет развиваться мир, - говорит Тарас Петрив. – Российским СМИ, которые пишут о войне не российско-украинской, а гражданской, на Западе уже не доверяют».
Однако расслабляться команде президента не приходится. Учитывая грядущие парламентские выборы, экономический спад, можно предсказать, что критика на Порошенко и его союзников, обрушится совсем скоро. Чтобы остаться хотя бы на нынешних позициях, президенту пригодится его понимание роли медиа в нынешнее время.
В противном случае, как допускает Отар Довженко, если первые лица начнут конкурировать на выборах посредством информационной войны, ситуация 2009 года в миниатюре (когда войну между Тимошенко и Ющенко выиграл Янукович) может повториться вновь.
Но с точки зрения интересов общества для Президента гораздо более важным вопросом, чем правильно выстроенная история своего «личного успеха», должна стать реализация эффективной информационной стратегии всего государства. Сейчас в Администрации сразу несколько людей занимается информполитикой. Юрию Стецю отдано информсопровождение АТО и в силу многолетних личных отношений с президентом он же отвечает за его личный имидж, за информационную составляющую парламентской кампании, скорее всего, будет отвечать Игорь Грынив, а вот Борису Ложкину следовало бы заняться построением государственной информационной политики.
В качестве топ-менеджера Ложкин руководил огромным медиа-холдингом и, несмотря на близкие отношения с Президентом, не имеет синдрома личного пиарщика. Для своей же выгоды в офисе главы державы должны достичь четкого понимания, что информационная политика государства и информационная политика его первого лица – не одно и то же.