Бюджет выживания: кнуты и пряники
Уже в феврале по результатам переговоров с МВФ коалиция может принять совсем другой бюджет
Депутаты «добили» бюджет на следующий год и подогнали к нему все изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. То ли желание поскорее отправиться на новогодние каникулы, то ли стране действительно позарез нужны деньги МВФ, но поздней ночью вопросы был решен - 233 голоса за.
Парламентарии даже не скрывали, что голосовали за виртуальный бюджет, «шоб було». Уже в феврале правительство и депутаты по результатам переговоров с Фондом собираются принять новый документ.
В процессе принятия «бюджета выживания», как его называет сам премьер, были убраны наиболее одиозные и дискриминационные нормы – например, оставили прежнюю ставку учителей, не стали отменять бесплатное образование, отменять стипендии и повышать пенсионный возраст. Тем не менее, принятый документ, мягко говоря, непопулярен в среде лидеров мнений и среднего класса, но нужно признать, что в нем можно найти как «кнуты» так и «пряники», которые, правда, иногда их не отличишь друг от друга.
-- Сокращения бюджетников
Собственно, сокращение раздутого госаппарата было анонсировано давно, сейчас же оно материализовалось в конкретные цифры.
Количество сотрудников МВД будет урезано на 20 тысяч – до 152 тысяч человек, но, в целом, по сравнению с первой редакций бюджета расходы на оборону и МВД увеличены с 80 млрд гривен до 90 млрд. «Пустят под нож» и Генпрокуратуру – из 20 тысяч сотрудников останется лишь 15 тысяч, а выходящим на пенсию отменить выходное пособие. Судьям и прокурорам ограничат пенсию до 60% от их заработной платы.
Казалось бы, высвободившиеся средства можно направить на повышение окладов оставшимся после сокращений сотрудникам, но зарплату в бюджетной сфере ограничили 7 минимальными зарплатами. Исключение сделано только для сотрудников еще не созданного Антикоррупционного бюро – у всех остальных останутся риски клюнуть на коррупционные соблазны.
-- Новые налоги
Если соцвзнос якобы сокращается, то по многим другим направлением ожидается затягивание «удавок». Причем, по мнению экспертов, повышение налогов ни приведет к существенному пополнению бюджета, ни повлияет на сокращение рекордного дефицита бюджета. Притом, что эти налоги не принесут особых поступлений, они создадут дополнительную нагрузку, а люди будут искать различные способы их не платить, так что расчеты Кабмина на эти поступления могут оказаться напрасными.
Тем не менее, в Кабмине решили увеличить налог на пассивные доходы (роялти, проценты и инвестиционный доход) до 20 %. Налог на дивиденды установлен на уровне 5% для предприятий, которые платят налог на прибыль на общих основаниях, на уровне 20% — для предприятий, которые не платят налог на прибыль.
Предсказуемо остается в бюджете 1,5 %-й «налог на войну». Подоходный налог переводится на прогрессивную шкалу: 15% – на доходы в размере до десяти минимальных зарплат и 20% – для доходов выше. Владельцам дорогих автомобилей с объемом двигателя свыше 3 литров придется раскошелиться на 25 тысяч гривен в год, причем многие роскошные модели авто с объемом двигателя меньше 3 литров под действие этого налога не попадут. Впрочем, подавляющим большинством граждан лишнее налогообложение богачей будет только одобрено.
Заплатить придется и владельцам недвижимости за «лишние» квадратные метры – если раньше налогообложению подвергались квартиры от 120 «квадратов» и дома от 250 «квадратов», то сейчас эти размеры уменьшены соответственно до 60 и 120.
Этот налог потенциально очень коррупционный, поскольку все будет зависеть, какую площадь зафиксирует налоговик – 60 «квадратов» или, скажем, 59.
Отдельная песня – налог на импорт в размере 5–10 %. Благодаря скачкам курса импортные товары и так стали малодоступными, но Кабмин решил «стабилизировать платежный баланс» до последнего. Учитывая долю импорта в нашем обороте, это неминуемо подстегнет инфляцию и вряд ли сильно поможет национальному производителя, которого нужно стимулировать более комплексным подходом, в том числе, доступными кредитами. А учитывая, что, по замечаниям экспертов, правительство рассчитывает получить от НДС с импорта в полтора раза больше сборов, чем от НДС с товаров, произведенных в Украине, это свидетельствует, что ставка по-прежнему будет делаться как раз на импорт.
-- Уменьшение соцвзноса с 41 до 16.4%
На первый взгляд, одна из ключевых «побед» этого бюджета на фоне остальных «удавок». Этот ход, по замыслу Кабмина, должен вывести зарплаты из тени и по сравнению с первоначальными планами ввести нулевые декларации и обложить 30 %-ным налогом разницу между задекларированными доходами и тратами, выглядит смело и прогрессивно. Есть правда несколько «но». Уменьшение соцвзноса, по словам Яценюка коснется только тех предприятий, которые увеличат фонд оплаты труда на 30% по сравнению с нынешним, будут платить работникам не менее 3 минимальных зарплат и выполнять все условия по детенизации. То есть, по сути, уменьшаться соцвзнос будет «вручную» для каждого конкретного предприятия.
По сути, это очень похоже на продолжение практик предыдущих правительств по ручному управлению как бюджетным процессом, так и налоговыми параметрами. Кстати, премьер уже предрек возможные сложности с одобрением этой нормы международными финансовыми организациями, так что норма может оказаться мертворожденной. Но «мы же хотели».
-- Индексация по результатам первого полугодия
Изначально Кабмин не собирался индексировать зарплаты и пенсии аж до 1 декабря следующего года, но под давлением парламента согласился посмотреть, что можно сделать по итогам первого полугодия. Но пока это не больше чем декларация о намерениях.
-- Повышение ренты за пользование недрами
Это, конечно же, пряники не для всех, но те, кто требовал «деолигархизации» бюджета, могут быть частично удовлетворены. Неудивительно, что против этой нормы открыто выступали депутаты, ориентирующиеся на Игоря Коломойского. Тем не менее, ставки для добычи нефти и конденсата увеличиваются до 45 % от стоимости добываемого сырья для залежей глубиной до 5 километров и до 21 % – свыше 5 километров. Для добычи газа – до 55 % и 28 % соответственно. При добыче газа по договорам о совместной деятельности независимо от глубины добычи ставка достигнет 70%. Главным при принятии этой нормы было сломить сопротивление олигархов, что и было с грехом пополам сделано. А само по себе направление в сторону введения так называемых «ресурсных налогов», безусловно, позитивно.
-- Децентрализация
Кабмин готов оставлять в ведении местных бюджетов 60% от налога на доходы физлиц, а в ведении областных бюджетов – 15%. При этом норма отчислений в госбюджет налога на прибыль предприятий будет снижена со 100% до 90%, 10% налога от прибыли предприятий поступит в бюджет Киева. В местные бюджеты также отдадут акцизный налог от реализации через розничные сети пива, алкогольных напитков, табачных изделий, нефтепродуктов, биодизеля и сжиженного газа, поступления от лицензий на право экспорта, импорта и оптовой торговли алкогольной и табачной продукцией и ряд других сборов.
По-другому будут распоряжаться и экологическим налогом – отчисления этого налога в госбюджет сократятся с 65% до 20%, а в местный бюджет увеличатся с 35% до 80%.
Документом предлагается ввести в числе трансфертов из госбюджета в местные бюджеты образовательную субвенцию, медицинскую субвенцию и субвенцию на подготовку рабочих специальностей. Правда, вместе с этим центр спихивает на места вещи, которыми сам заниматься не хочет. Так именно на местные бюджеты ложится нагрузка оплаты льготного проезда для школьников и работников школ, финансирование питания школьников льготных категорий 1–4 классов, питание всех больных в больницах (государство оплачивает его только отдельным категориям).
-- Докапитализация банков
Напуганные протестами вкладчиков депутаты предусмотрели 56 млрд. грн. для капитализации банков и Фонда гарантирования вкладов. В частности, в бюджете планируется предусмотреть 36 млрд. грн. на капитализацию банков, которые будут отвечать критериям, выписанным в законе, а также 20 млрд. грн. для Фонда гарантирования вкладов. Но это «пряник» лишь отчасти. Не отказавшись от идеи докапитализации, Нацбанк не отказывается и от методов печатания денег и передачи их «своим» конкретным банкам, что приведет к дальнейшей девальвации.