Крепкий орешек: как навести порядок в сфере экспорта грецких орехов
Экономические реалии Украины, как всегда, преподносят неожиданные открытия.
Экономические реалии Украины, как всегда, преподносят неожиданные открытия. Хорошая новость: Украину можно по праву считать одной из крупнейших стран-экспортеров грецких орехов. Казалось бы, фермеры могут выращивать эту культуру и получать стабильный доход, государство может усиливать свой экспортный потенциал и иметь стабильные налоги, простые люди могут щелкать орехи или продавать их за живые деньги скупщикам. Но не тут-то было. Плохая новость: украинский экспорт грецких орехов, как многие уже успели догадаться, является насколько же прибыльным, насколько и глубоко коррумпированным.
Совсем неожиданная новость: о существовании первых двух явлений первыми заговорили не жертвы коррупционного произвола и не иностранные эксперты, а родное следствие Государственной фискальной службы (ГФС) и Гостаможня. По имеющейся информации, первым о существующих проблемах заговорил первый замглавы ГФС, он же руководитель налоговой милиции Владимир Хоменко. Затем профильная аналитика заинтересовала главного таможенника Анатолия Макаренко и некоторые антикоррупционных общественные объединения.
Суть вопроса такова: ежегодно из Украины экспортируются тысячи тонн грецких орехов, которые пользуются большим спросом по всему миру и используются в различных кондитерских производствах от Европы до Ближнего Востока. Ожидается, что в нынешнем маркетинговом году из Украины будет экспортировано около 55 тыс. тонн орехов. Злоупотребления сопровождают этот бизнес по всей цепочке, и в итоге оборачиваются многомиллионными суммами коррупционных премий и недополученных в бюджет налогов.
Все начинается со скупки товара у населения. 90% продукции выращивается на частных подворьях и дачных участках. Вопрос не в том, что частный продавец орехов с приусадебного участка должен иметь документ об их происхождении, чтобы легально не платить налог с доходов физлиц. Справка по форме №3 ДФ получается без проблем и выдается на пять лет.
Проблема в том, что подобными бумагами, с печатями сельсоветов и дачных кооперативов, выданными на имя среднестатистических украинцев, легализуется чуть ли не весь приход товара крупным оптовикам. Доходит до того, что на одну "мертвую душу" (в прямом смысле этого слова, т.к. часто справки оформляются на умерших людей), записывается по 100 тонн закупки. В итоге, только за счет использования фиктивных справок, перекупщики и оптовики ежегодно недоплачивают в бюджет около 100 млн грн налога на доходы физлиц.
Далее идет оформление экспорта. Минимизировав налоги на "народном" происхождении товара, посредники продают орехи экспортерам. Здесь картина становится еще более интересной. Добрые две трети от нынешних субъектов официального орехового экспорта при более детальном анализе оказываются "рискованными" СПД и работают с явными нарушениями. Почти половина из них уже находятся под уголовными производствами, а ко второй половине вопросы скорее появятся, чем не появятся.
За очень редким исключением, каждый экспортер занижает стоимость товара при оформлении документов на экспорт. Продукция у населения закупается по цене от 5 до 15 грн/кг. Контрактная стоимость экспортируемого товара уже варьируется от 10 грн/кг до 129 грн/кг.
О размере занижения экспортной стоимости косвенно свидетельствует разница между суммами контрактов в страны Ближнего Востока, в которых действует достаточно либеральный контроль, и ценой европейских контрактов, где действует более серьезные правила. Разница в ценах составляет 3-4 раза, при том, что Европа к нам намного ближе, чем Африка.
По очень приблизительным подсчетам, с учетом средней общей закупочной цены валового урожая и средней цены заниженного валового экспорта, государство ежегодно может терять еще около 200 млн грн только на недополучении налога на прибыль.
Теперь возврат выручки. Конечному получателю товар продается по вполне рыночной цене и за валюту, что предполагает возвращение в Украину валютной выручки. Даже с учетом значительного занижения стоимости контрактов, валютную выручку экспортер должен вернуть в страну в четко установленные сроки и часть ее продать государству по официальному курсу.
Но в 90% случаев спустя положенные сроки органы валютного контроля начинают интересоваться самочувствием экспортера - и тут оказывается, что вся операция была оформлена на фиктивное СПД. Денег нет и не будет. Казалось бы, все это обычные для отечественного бизнеса нарушения и коррупция здесь не причем. Но.
Во-первых, с производителями, перекупщиками и оптовиками рассчитываются сразу и по факту, в основном наличными. Это означает, что рассчитывающаяся сторона и конечный выгодополучатель, как минимум, являются связанными лицами, а как максимум, - экспортная выручка в каком-то виде в Украину все-таки поступает.
Во-вторых, оформлением и обслуживанием орехового экспорта занимается один и тот же узкий круг людей и компаний.
В-третьих, чтобы сезон не сорвался и рынок не посыпался, необходимо выработать единый подход к определению стоимости товара и цене решения проблемных вопросов. Случись какой-то конфуз или начнись произвол на местах, зашататься может вся система, т.к. этому деликатному товару нужны либо быстрая доставка, либо надлежащие условия хранения.
В-четвертых, как только кто-то пытается проскочить границу по-честному, т.е., официально уплатив все налоги, собрав все документы и обеспечив физическое присутствие директора компании-экспортера, то сразу же у такого умника начинаются проблемы. Моментально на месте зреющего конфликта появляется некое лицо-посредник, предлагающее решить все вопросы оптом по таксе 10-15 тыс. долл/фура.
В-пятых, в нынешнем году ожидается, что из Украины будет отправлено около 2500-3000 фур орехов. Т.е., сезонная коррупционная рента только по этой статье экспорта может составить около 30 млн долл. То, что эта схема благополучно существует уже несколько лет без лишнего информационного ажиотажа можно считать верным признаком серьезной организации бизнеса. С учетом наших реалий и традиций, можно заключить, что вся эта схема находится под единым коррупционным контролем, чьи "приводные ремни" уходят на самую верхушку правоохранительных структур.
Теперь информация к размышлению. Руководство ГФС и Гостаможни сегодня агитирует экспортеров платить 40-50 тыс. грн налога на доходы физических лиц (НДФЛ) вместо 10 тыс. долл коррупционного налога за фуру, не пользоваться услугами фиктивных СПД и возвращать валютную выручку в обмен на беспроблемный легальный экспорт и отсутствие коррупционной обдираловки на границе. Прокуратура в это же время начинает открывать уголовные производства против сотрудников ГФС, которые выявили фиктивные СПД среди экспортеров.
В комментарии на Facebook Владимир Хоменко подтвердил правильность таких размышлений на данную тему, а также помог уточнить некоторые вопросы. Прогнозируя возможность наведения порядка в этой сфере внешнеэкономической деятельности, Хоменко выразил неожиданный оптимизм.
"Даже когда с проблемой начинает бороться всего один правоохранительный орган, происходит одна принципиально важная вещь - организаторы и участники преступной схемы начинают осознавать, что больше нет 100% гарантий. А теневая сфера устроена таким образом, что если нет гарантий, то могут возникнуть проблемы и "предъявы". Брать на себя ответственность без гарантий мало кто захочет. К тому же мы не одни в этой борьбе, с нами еще Анатолий Макаренко", - подчеркнул Хоменко.