Замдиректора НАБУ Гизо Углава: Среди кандидатов в детективы 60% имеют опыт, а 40% - это люди без опыта работы
С 1 октября детективами НАБУ начнут работу 70 человек.
В конце прошлой недели завершился конкурс на должности детективов Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ). На 100 вакантных мест претендовали более чем 2500 конкурсантов. Однако четыре этапа отбора преодолели лишь 70 соискателей, которые с первого октября начнут полноценную работу в НАБУ. Следующий отбор должен пройти до конца этого года, ведь всего нужно заполнить 242 вакансии детективов НАБУ, предусмотренные в работе Бюро законом. В интервью «Главкому» заместитель директора НАБУ Гизо Углава рассказал, почему всего 70 человек прошли отбор, будут ли детективы Бюро заниматься такими громкими делами как расследование «вышек Бойко», а также о том, почему нет 100% гарантии того, что детективы сами не станут коррупционерами.
В прошедшую пятницу завершился конкурс на должности детективов НАБУ. Какие критерии отбора были у его участников, сколько из соискателей успешно преодолели четыре этапа отбора?
Конкурс был очень сложным, прямо могу об этом сказать. Подавали документы для участия в конкурсе 2700 человек. Из них к самому конкурсу допустили 2502 человека. Конкурс проходил в четыре этапа. Первый – тестирование на знание законодательства. Тесты были опубликованы до начала конкурса, то есть все знали о том, какое тестирование их ждет. Нужно было набрать минимум 70 баллов. Те, кто набирали, переходил к тестированию General Skills (общие способности), на котором мы проверяли логическое мышление этих людей. На следующем этапе участники конкурса проходили психометрические тесты, ну и после этого собеседование. В течение следующего месяца все-таки хотим еще использовать полиграф. Это не повлияет на фактор назначения или не назначения этих людей на должности, но для нас будет информация о том, честно или нечестно человек отвечает на вопросы. Проведение тестирования стало возможным благодаря поддержки доноров – международных организаций ОЕСD и INL, поскольку это достаточно затратный процесс. Тесты на знание законодательства разрабатывались в университете имени Ярослава Мудрого (Национальный юридический университет им. Я. Мудрого, Харьков).
Какой средний возраст людей, которые успешно прошли тестирование, сколько среди них женщин?
Это молодые люди – 27-28 лет. Из 70 человек, которые прошли тест – 6 женщин, это 8,6%. Однозначно, все люди, принимающие участие в конкурсе, должны быть юристами. Наша политика заключается в том, что мы хотели дать возможность пройти людям без опыта. Да, в этом есть как свои преимущества, так и недостатки. Неопытным людям очень трудно заниматься расследованием, ведь их для начала нужно обучить этому делу. С другой стороны – нет рисков коррупции. А вот если берем людей с опытом, это плюс, ведь они проводили расследования. Но с другой стороны есть вероятность коррупции. Барьером для соискателей было обязательно юридическое образование и двухлетний стаж в этой сфере. Других ограничений у нас не было. Среди кандидатов на должность детектива, прошедших все этапы отбора, 60% имеют опыт, а 40% - это люди без опыта работы. Сейчас они должны будут пройти тренинг с 7 сентября по 7 октября.
Недавно военная прокуратура поймала на получении взятки офицера СБУ, который принимал участие в конкурсе на должность детектива НАБУ, даже успешно преодолел два конкурсных этапа. Насколько велика опасность, что среди других участников конкурса, будущих детективов, прошедших все этапы отбора, окажутся коррупционеры?
Конечно, есть опасность, есть такой риск. Мы это учитывали, именно поэтому включили психометрические тесты. Именно поэтому помимо всего прочего, хотим добавить проверку на полиграфе. Но даже психометрические тесты и проверка на полиграфе все равно не дает 100% гарантию того, что сотрудник не будет коррупционером. Сейчас мы также создаем управление внутреннего контроля НАБУ, которому мы передадим все материалы наших тестирований. Потом они будут контролировать наших сотрудников.
То есть первые два этапа конкурса не могут выявить коррупционера?
Первые два этапа – это знание законодательства, как я уже сказал, и логичное мышление. Коррупционеры есть и умные, и хорошо знающие законы… Самая главная проблема не только во власти, которая коррумпированная, но и в обществе, которое также коррумпированное. Есть такие люди, которые одной рукой делают государственное дело, а другой берут взятки. Для них это все приемлемо.
Но разве полиграф исключает того, что могут появиться коррупционеры?
Нет, конечно, 100% гарантии не будет. Это скорее рекомендательное (тестирование), по его результатам не будет решаться судьба человека. Мы все сделаем, чтобы минимизировать все риски, которые будут возникать. Именно поэтому все соискатели проходят конкурсы, тесты, полиграф, испытательный срок. Именно поэтому мы создаем службу внутреннего контроля, поэтому мы хотим создать систему, которая бы исключала разности подходов (во время назначения сотрудников) к принятию тех или иных решений. Все будет написано на бумаге, в каких ситуациях какие решения будут приниматься, как детективы должны работать и так далее.
По закону оклад детектива в месяц – 19 минимальных зарплат. Но ведь им придется расследовать дела, в которых будут фигурировать суммы, значительно превышающие зарплату. Какая гарантия, что они не поддадутся искушению «заработать» еще больше?
Ни в одном государстве нет зарплаты для государственного чиновника, которая может «перекрыть» те суммы, которые будут встречаться во время расследований. Поэтому должна создаваться система борьбы с коррупцией. Это не значит, что надо задействовать только Уголовный кодекс. Борьбой против коррупции являются и достойные условия работы для сотрудников, и их зарплата. Кроме зарплаты будет система поощрений.
Все-таки, уровень зарплаты детективов достаточен, чтобы гарантировать то, что не будет коррупции?
Это одна из гарантий. В условиях украинских реалий, их зарплата – одна из самых высоких в стране. Такая зарплата дает им возможность достойно жить. Но сама по себе она не может гарантировать честность сотрудников.
Как будет различаться зарплата всех детективов, каковы принципы бонусной системы?
Когда детектив хорошо работал, возвратил государству награбленные деньги, он должен получить премии и бонусы. У нас пока нет разработанной системы премирования.
Что входит в ваши функциональные обязанности как заместителя директора НАБУ?
Я курирую управления детективов, аналитиков и IT. Директор определил, каким именно направлением работы я буду заниматься.
Процессуальным сопровождением того, чем будет заниматься НАБУ, будет антикоррупционная прокуратура. Когда она будет создана?
Если и Генпрокуратура, и парламент вовремя выберут членов конкурсной комиссии, то абсолютно реально, чтобы в октябре выбрали антикоррупционного прокурора. Четырех членов конкурсной комиссии назначает ГПУ, а семерых – парламент.
А не получится ли так, что антикоррупционная прокуратура будет «вставлять палки в колеса» антикоррупционному бюро? Существует ли механизм, исключающий политическую составляющую действий обеих сторон?
Самый большой механизм защиты – это общество. Если мы будем открыты к общению с вами, журналистами, неправительственными, международными организациями, которые очень нам помогают, мы будем абсолютно независимыми.
31 августа – 1 сентября в Киеве будет работать мониторинговая миссия ЕС по либерализации визового режима, которая проверит вашу работу. Какие результаты вы должны продемонстрировать?
Все наши успехи занесены в отчет, который мы им предоставим. Также у нас есть дорожная карта. В ней четко расписаны наши действия и сроки их исполнения.
Всего из 242 детективов вы выбрали 70. Когда в НАБУ выберут остальных?
Сейчас об этом сложно говорить. Все зависит от того, сколько и какие дела у нас будут, как мы начнем. Думаю, к концу этого года мы определимся с остальными.
У всех на слуху такие громкие дела, как, например, дело «вышек Бойко». Входит ли это дело в компетенцию следователей НАБУ, будут ли им заниматься ваши детективы?
В компетенцию НАБУ входит расследование коррупционных действий в высших эшелонах власти. Конкретно об этом деле сейчас нельзя дать ответ. Мы создадим график передачи старых дел, поскольку охватить все нераскрытые дела сразу невозможно. Но решение о передаче или не передаче дела нами будет приниматься с участием Генпрокурора. Мы будем анализировать все исходные данные, а потом решим, в чью компетенцию они будут входить.
Каков механизм передачи?
Если все уголовные дела, которые сейчас расследуются, передадут в НАБУ, работать будет невозможно. Поэтому я и говорю, что нужно создать график, какой-то четкий план, как они будут передаваться, если они будут передаваться. В законе все очень хорошо написано.
Но все же, если речь идет об этом конкретном деле?
Только имя и фамилия ничего не дают (для того, чтобы определить, чьей компетенцией будет расследование дела «вышек Бойко»). Для этого нужно изучить само дело, посмотреть, как звучит обвинение или подозрение. Я не могу комментировать это, поскольку должен сначала ознакомиться с делом. И директор НАБУ, и антикоррупционный прокурор, и Генпрокурор совместно будут принимать решение о передаче или не передаче дела нам в НАБУ.
Поговорим о других известных фигурантах громких дел, таких как Ефремов, Клюев, есть судья Царевич, которая осудила майдановцев. Ефремов на свободе, Клюев скрывается. Есть ли у вас уверенность, что в работе НАБУ не получится так, что подозреваемые будут уходить от следствия, попросту говоря, скрываться?
В Бюро отбирают команду профессионалов, которые будут качественно вести следствие, в том числе, делать все возможное, чтобы подобное не происходило.
К объективности конкурса на должность директора НАБУ было много вопросов, в том числе у членов самой конкурсной комиссии. «Главком» уже писал, что победитель конкурса, нынешний директор НАБУ Артем Сытник, был замешан в коррупционном скандале – земельной афере в конце 2000-ых. Вы, как один из руководителей, интересовались этой историей, ведь согласитесь, что подобные факты не добавляют авторитета Бюро?
Все интересовались во время конкурса. Наверное, во время его назначения все эти вопросы обсуждались. Думаю, что этот вопрос закрыт. На мой взгляд, лучшей конкурсной комиссии, которая работала во время конкурса на должность директора НАБУ, в Украине не было. Это была самая прозрачная комиссия. Здесь вопросов к ее работе у меня вообще нет.
Еще один коррупционный факт. Во время выборов главы фискальной службы Генпрокуратура и суды закрыли уголовное производство в отношении бывшей подчиненной Насирова по работе в ГПЗКУ - главбуха этой корпорации. Она путем манипуляций с налогами уменьшила выплаты ГПЗКУ в бюджет на десятки миллионов. Дело закрыли потому что она из своего кармана возместила недостачу в размере 68 млн гривень. Почему никто не заинтересовался, откуда у наемного служащего такие деньги?!
Я не могу комментировать уголовное дело, с которым не знаком. Это, во-первых. Во-вторых, мы не можем начинать работать, пока у нас не будет антикоррупционного прокурора. Это требования закона. Но во время подобных расследований будут задаваться такие вопросы.
После революции достоинства каждый раз с приходом нового Генпрокурора проходило какое-то громкое задержание. Яркий последний пример – задержание Ефремова. Но как показывало время, это оказывается лишь пиаром, поскольку он нынче на свободе. Какая гарантия, что подобного не будет в НАБУ, чем вы будете отличаться от ГПУ?
Я могу гарантировать, что мы не будем заниматься досудебными расследованиями только ради пиара. Наша цель – борьба с коррупцией. И о нашей деятельности будет знать общество.
Господин Сытник обещает серьезные улучшения в борьбе с коррупцией в Украине в ближайшие год-два. Что следует понимать под улучшением?
Рано или поздно мы раскроем большинство коррупционных схем.
НАБУ собирается во Львове открыть первое территориальное бюро. В Западном регионе Украины самая высокая активность коррупционеров?
Нет. Было решено открывать филиалы в наиболее отдаленных от Киева городах. Наряду со Львовом откроем офисы в Одессе, Днепропетровске.
Вы ранее приводили пример грузинского опыта борьбы с коррупцией, когда удалось вернуть в бюджет государства $20 млн. Насколько больше масштабы коррупции в нашей стране, чем в Грузии?
Конечно, они больше. Но я не могу прогнозировать, сколько сможем вернуть в бюджет страны.
Расскажите, чем закончился скандал с Артемом Сытником, когда он поехал в Лондон с женой?
На самом деле ничего криминального в его действиях не было. Он оплатил все затраты, связанные с поездкой жены. Британское посольство подтвердило это в своем заявлении, чем, на мой взгляд, поставило точку в этой истории.
Все-таки претензия Генпрокуратуры была в том, что жена господина Сытника за год зарабатывает относительно немного, чтобы позволить себя такие дорогостоящие поездки…
Думаю, это некорректный вопрос, он личный. Если у человека есть зарплата выше 50 тыс. грн, то разве он не может оплатить билет на самолет?
Какой ваш доход за прошлый год?
Около одного миллиона гривень (декларация о доходах Гизо Углавы).
Вы сохранили грузинский паспорт?
По законодательству Грузии, я автоматически теряю гражданство, становясь гражданином другой страны. Я живу и работаю в Украине, у меня украинское гражданство.
Вы арендуете жилье в Киеве или уже купили?
Я арендую в Киеве жилье, т.к. недвижимость здесь стоит очень дорого.
Украинские чиновники любят оформлять имущество на своих родственников, таким образом, пытаясь скрыть свои доходы. Какая гарантия, что в НАБУ не будет так же?
Управление внутреннего контроля, которое будет подчиняться напрямую директору, будет это курировать. В нем предусмотрен «отдел расследования», где будут работать детективы, которые будут выявлять преступления, если их будут совершать наши детективы. Также будет «отдел конфликтов интересов». Именно эти отделы будут проверять образ жизни наших сотрудников и соответствие их декларации реальным доходам. Также они будут анализировать налоговую отчетность декларантов.
Как побороть проблему, когда чиновники в государстве декларируют одни доходы, а на самом деле имеют другие?
Наверное, нужно совершенствовать налоговую систему. Если на мое имя как физического лица записано какое-то имущество, а в реальности у меня нет таких доходов, чтобы им владеть, это должно где-нибудь отображаться. То есть, налоговая система должна позволить увидеть, что дом за 2 млн, записанный на моего друга, не может ему принадлежать, так как у него нет доходов, чтобы приобрести такое имущество. Это абстрактный пример.
Как будет на практике выглядеть проверка детективами НАБУ реальных доходов чиновников?
Мы создаем аналитическое управление НАБУ, которое, имея доступ к открытым и закрытым базам данных, будет изучать соответствие стиля жизни чиновника задекларированным доходам. Это и реестры недвижимости, Минюста, МВД.
В Украине каждый госслужащий обязан владеть украинским языком. Но вы ведь им не владеете. Почему, соглашаясь на работу, пренебрегли этим требованием, нарушили закон?
Я понимаю украинский язык, но не говорю на нем. Хотя в общении часто использую украинские слова. Сейчас занимаюсь с преподавателем. Если я не смогу исполнять свои обязанности, я не останусь на посту.