Как СБУ помогла купить 260 вагонов угля у «министра» «ДНР»
Следователи установили: цена закупки завышена в несколько раз, а на сделке заработали партнер Ахметова и представитель террористов
Расследование террактов на Донбассе вывели прокуратуру на след другого преступления – финансирование украинскими властями и бизнесменами террористов
Генпрокуратура расследует закупку угля на 70 млн гривен с территории так называемой «ДНР». Как установили следователи, благодаря фиктивным посредникам, цена закупки завышена в несколько раз, а на сделке заработает не только партнер Рината Ахметова Игорь Гуменюк, но и «министр угольной промышленности» «ДНР» Руслан Дубовский.
«Главком» выяснил, как им помогла в этом бизнесе Служба безопасности Украины.
Из определения Печерского суда Киева от 4 сентября стало известно, что Главная военная прокуратура расследует факты «небрежного отношения к службе руководства Минобороны, оперативного штаба АТО и работников «Укрзализныци» .
Якобы, они «ненадлежащим образом планировали и организовали перевозки железнодорожным транспортом вооружения, боеприпасов, техники и другого имущества, допустили разглашение сведений о времени и месте перевозки, что повлекло тяжкие последствия» - подрывы железнодорожных путей и мостов.
В ходе расследования, стали известны другие скандальные факты: в период с февраля по июнь 2015 года «Славянская ТЭС» – структурное подразделение ПАО «Донбассэнерго» – приобрело 260 вагонов угля на 70 млн. гривен (уголь марки «Т» общим весом 18,1 тыс. тонн) у руководства так называемой «Донецкой народной республики» .
Продавцом выступила компания «АП «Шахта Ждановская», расположенная на оккупированном Донбассе. Как установили следователи, ее директор - Дубовский Руслан Михайлович - одновременно занимает должность «исполняющего обязанности министра угля и энергетики» «ДНР».
В свою очередь, согласно реестру юрлиц Украины, бенефициаром ПАО «Донбассэнерго» является партнер по бизнесу Рината Ахметова Игорь Гуменюк (60,7% акций, еще 25% - в собственности государства).
Справка:
«Донбассэнерго» (основные активы - Старобешевский i Славянская электростанции) производит электроэнергию и реализует ее на Оптовом рынке, которым оперирует госпредприятие «Энергорынок». По данным SMIDA, в 2014 году компанией произведено 7141 млн. кВт-ч.
Сделка с шахтой на оккупированной территории стала возможной благодаря усилиям Службы безопасности Украины.
В конце минувшего января «Ждановская» была включена в приложение к приказу СБУ (действовал до 16 июня 2015 года), который легализовал поставки ее угля через линию фронта. На тот момент Дубовский, как и сейчас, являлся директором «Ждановской», а исполняющим обязанности министра угля и энергетики «ДНР» он был назначен спустя месяц - в первых числах марта 2015 года. Однако полгода назад контрразведчиков это не смутило - шахта оставалась легальным поставщиком угля.
Разрешению СБУ на поставки с захваченной шахты не помешало даже сообщение Донецкой обладминистрации о том, что в октябре 2014 года «АП Шахта Ждановская» не работала «из-за нестабильной ситуации в городах области».
Взгляды Службы безопасности Украины изменились только со сменой руководства контрразведывательного органа в начале лета. Напомним, кресло под главой Службы Валентином Наливайченко закачалось в первых числах июня, а 18-го числа он ушел в отставку. За несколько дней до увольнения СБУ начала подчищать хвосты, исключив «Ждановскую» из списка поставщиков из зоны АТО. Одновременно, сама СБУ сообщила о разоблачении «схемы финансирования террористической организации ДНР» должностным лицами этого предприятия. Мол, директор шахты, по «согласованию» с главарями «ДНР», организовал экспорт угля в Украину, а деньги шли на финансирование террористической организации.
В середине лета 260 вагонов угля с оккупированной шахты, уже находившиеся на Славянской ТЭС, были арестованы Краматорским судом Донецкой области. Правда, месяц назад, по иску гендиректора «Донбассэнерго» Эдуарда Бондаренко, Печерский суд Киева снял арест с вагонов. Прокуратура не оспаривала.
Следует отметить, что «Донбассэнерго» Гуменюка закупала уголь не напрямую у «Ждановской», а через посредника – компанию «Энергоинвест Трейдинг». Согласно госреестру юрлиц, бенефициаром «Энергоинвест Трейдинг» является все тот же Игорь Гуменюк. А, по данным следствия, еще и Эдуард Бондаренко – директор «Донбассэнерго».
При этом в налоговом учете «Энергоинвест Трейдинг» не отразил финансово-хозяйственных взаимоотношений с шахтой, а сама компания имеет признаки фиктивности, установили в прокуратуре. Вывод следователей – должностные лица «Донбассэнерго» занимались сокрытием операций по продаже товара, произведенного на неподконтрольной территории и замаскировали финансовые потоки на временно оккупированную территорию. Часть из них, по данным следствия, направлялась на поддержание деятельности террористической организации «ДНР».
Благодаря участию в схеме Эдуарда Бондаренко, нельзя исключать интересы в этой сделке и сына беглого президента – Александра Януковича. Как ранее писал Forbes, Бондаренко в свое время работал директором частной фирмы «Угольтранс», в которой была доля и Виталия Белякова. Последний в прошлом занимал пост президента ассоциации финансовых, промышленных и торговых предприятий «Донбасский расчетно-финансовый центр» (ДРФЦ). Крупная углеперерабатывающая компания ранее контролировалась Януковичем-младшим и включает в себя пять горно-обогатительных фабрик Донецкой области — «Комсомольская», «Узловская», «Красная звезда», «Украина» и «Россия».
О том, сколько могли зарабатывать угольные бизнесмены, свидетельствуют цифры из уголовного дела. Как упоминалось выше, 18,1 тыс. тонн угля марки «Т» стоили «Донбассэнерго» почти 70 млн. гривен. Если в цифры следователей не закралась ошибка, это означает, что тонна угля обошлась предприятию приблизительно в 3800 гривен. Для сравнения, государственное предприятие «Центрэнерго» закупает уголь по цене в 1320 гривен за тонну с учетом НДС.
На условиях анонимности, один из бывших топ-менеджеров этой госкомпании сообщил «Главкому», что донецкие шахты на оккупированных территориях продают уголь посредникам, которые потом перенаправляют его в Украину, по 600 гривен за тонну.
Справка:
Производство электроэнергии на Славянской тепловой электростанции 25 мая было остановлено, якобы, из-за отсутствия средств на закупку угля. По данным «Донбассэнерго», на тот момент общий долг госпредприятия «Энергорынок» перед компанией достиг 1,5 млрд гривен.
Как писал «Главком», госкомпания «Центрэнерго» в 2015 году также закупила более миллиона тонн угля у замороженной «Шахты им. Киселева», расположенной в оккупированном Торезе. Из 150 млн гривен половина прошла через фирму «Содействие» Дмитрия Автономова, одного из представителей «правительства ДНР», руководящего благотворительным фондом «Возрождение Донбасса».