Народ не верит «своим в доску»
Попытки кандидатов в президенты казаться ближе к людям не слишком влияют на их рейтинги.
Когда с идеями и их внятным донесением у претендентов на президентский пост слабовато, ставка делается на собственную харизму и лелеемую политтехнологами «близость к народу».
Последним хитом из этой серии, конечно же, стала импровизация Юлии Тимошенко, которая предложила журналистке в прямом телеэфире заглянуть к ней за ворот платья и рассмотреть бирочку с логотипом украинского дизайнера. Таким образом Юлия Владимировна разрушила миф о ее патологической страсти к заграничному «Луи Виттону».
Впрочем, Тимошенко не привыкать к подобным ходам. В 2006-м году ЮВТ на обвинение Евгения Кушнарева, что одной жемчужины из ее ожерелья достаточно, чтобы среднестатистическая украинская семья жила 5 лет, отнесла тому свою бижутерию прямо на трибуну. Похожий трюк совсем недавно проделал депутат ее фракции Олег Ляшко, в абсолютно схожей ситуации подаривший раздухарившемуся оппоненту-регионалу свой галстук, но это уже, как говорится, «по мотивам». Практически в каждом выступлении Тимошенко для широкой аудитории она показывает, что она «своя» – и мужики ее обижают, и шины она в юности разгружала размером больше с нее… Впрочем, ярых поклонников Тимошенко подобные переигрывания и даже фактические нестыковки не смущают.
Классикой для украинских политиков уже стали спуски в шахту, катания на комбайнах, танках и даже доение коров. Тем более, что в этом они стараются не отставать от западных лидеров. Билл Клинтон покорял избирателей игрой на саксофоне, Барак Обама в ходе предвыборной кампании признавался, что в юности курил травку, но «больше не будет».
Арсений Яценюк запомнился одноразовым стоянием с подносом в одном из столичных фаст-фудов с обязательной фотосессией. Владимир Литвин своими обошедшими все телеканалы слезами на выдвижении себя в президенты показал, что жестокая политика совсем измотала его нервы, но не погубила души прекрасные порывы. Сергей Тигипко по примеру Владимира Путина пощеголял голым торсом и впечатался в обложку мужского журнала.
Конкуренты, понятное дело, утверждают, что подобные проявления человечности – обычные трюки политтехнологов. Например, ставшее известным обещание Арсения Яценюка «взять за яйца» тех, кто кидал в него соответствующий продукт во время встречи с избирателями, приписывают технологу Владимиру Грановскому, который якобы подобный трюк предлагал в свое время Виктору Януковичу. А то, что Яценюк носит дешевые часы «Касио» (хотя в запасе у него есть и подороже), объясняют обычной подстраховкой – а вдруг их попросят подарить на память?
Другой вопрос, насколько эти приемы действительно влияют на электорат. Опрошенные «Главкомом» социологи не проводили замеров изменения отношения к политику после его «человечных» акций, но сходятся во мнении, что на рейтинг они особо не влияют.
«Это сказывается на позитивном отношении к политику, но следует отличать рейтинг доверия от готовности голосовать за кандидата, – говорит руководитель фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина. – Например, в 2006-м у Литвина был высокий рейтинг доверия, но он не попал в парламент».
Излишнее выпячивание своих личных качеств даже мешает политикам. Например, страсть Виктора Ющенко к долгим задушевным разговорам и коллекционированию предметов трипольской культуры воспринимается большинством как слабость, а его увлечение пчеловодством стало поводом для иронии и издевательств. А столичный мэр Леонид Черновецкий даже пожаловался недавно, что он к народу со всей душой, песни ему поет, а над ним смеются. Но это совсем уж особый случай.
Шоумен Владимир Зеленский, умеющий спародировать любого политика, считает, что, возможно, в момент, когда в стране нет стабильности, политикам следует на время отложить свои хобби, но при этом хочет верить, что в этих людях осталось что-то человеческое: «В какие-то секунды, когда я отключаю мозг, даже начинаю в это верить. А что делать – альтернативы все равно нет». Коллега Зеленского Антон Лирник из «Дуэта имени Чехова» политикам в такие моменты не верит, «потому что они все мухлюют»: «Позитивные вещи у них не срабатывают, работает тот же страх – вот Юля запугала всех гриппом и заработала себе симпатии электората».
Манипуляции, кстати, можно усмотреть у того же Ющенко – именно в преддверии выборов он в перерыве между привычными уже и нудными для большинства разговорами об изменении Конституции и плохом премьере стал рассказывать, как супруга выбирает ему галстуки, и «раскрутил» историю про своего пропавшего кота, которого ищут всей страной.
В неподдельных слезах Литвина спецы тоже видят подвох. «Любого, на самом деле, можно заставить плакать или смеяться, – сказал «Главкому» социальный психолог Олег Покальчук. – В самом ходе сценария, в технологической части был заложен сантимент, который предполагал такую реакцию».
Спрос на подобные порывы, судя по всему, будет держаться в ходе всей кампании, поскольку придется чем-то компенсировать ее агрессивность. Только кандидату и его технологам стоит быть очень осторожными, чтобы то или иной проявление искренности конкуренты не использовали в злых целях, благо, среди них хватает острых на язык. Вот как, например, воспринимать доверительную историю Инны Богословской о том, как она когда-то посоветовала своему подвыпившему мужу дать наряду милиции сто долларов, чтоб те отстали? Нет, все понятно, но вроде бы негоже кандидату на высший государственный пост признаваться в подстрекательстве к коррупционным деяниям. Или, скажем, трудное детство Виктора Януковича, с одной стороны, идет ему в минус, с другой – в плюс.
«Человеческая составляющая политика, конечно, привлекает внимание, и она часто эффектна, но ее эффективность не доказана, – утверждает Олег Покальчук. – Она, скорее, как раздражитель вроде алкоголя, усиливает уже сложившееся впечатление, но не заставит изменить выбор».
Впрочем, наиболее естественное человеческое качество наших политиков, которое подмечают те, кто готовит эфиры различных ток-шоу, – гнев. А то, как отлично они умеют его мгновенно маскировать, когда задабривают нас, сполна иллюстрирует легендарный ролик «Пропало все! – Дорогі мої…».