Деньги «Антонова» не долетают до бюджета
Бывшее руководство авиастроительного предприятия подозревают в присвоении дивидендов, полученных от совместных предприятий с Россией
Руководство ГП «Антонов» наживалось на грузовых авиаперевозках. Такое предположение сделала межведомственная рабочая группа, которая проверяла работу госпредприятия. Как стало известно «Главкому», аудиторы выяснили: до государственного бюджета доходила лишь часть денег, полученных по контрактам от грузоперевозок самолетами Ан-124-100 «Руслан».
Работу «Антонова» проверяли по поручению Кабмина. Результаты проверки были готовы в середине 2014 года. Копии некоторых документов попали в распоряжение «Главкома». В частности, нам стало известно, что комиссия должна была выяснить эффективность работы двух транспортных компаний – Ruslan Salis GmbH и Ruslan International Limited. Это совместные предприятия, акции которых принадлежат «Антонову» и российской «Волга-Днепр».
Вывод комиссии – до государственного бюджета доходили не все деньги, полученные от СП в качестве дивидендов. Например, только в 2012-2014 годах бюджет недополучил от двух компаний 37,5 млн грн. дивидендов.
К тому же аудиторы отметили, что правительство не может влиять и контролировать работу компаний, так как они нерезиденты Украины: Ruslan SALIS зарегистрирована в Германии, главный офис Ruslan International – в Лондоне. «Контролирующие органы Украины лишены реальной возможности достоверно проверять доходы и расходы нерезидентов», - говорится в выводах аудиторов.
-- Кто виноват
В результатах проверки речь идет о периоде, когда президентом и генеральным конструктором «Антонова» был Дмитрий Кива. Он также упоминается в документах, как возможный виновник финансовой непрозрачности работы Ruslan SALIS и Ruslan International Limited.
Однако все обвинения бывший глава госпредприятия отвергает. «Мы перечисляли в бюджет все, что должны были до копейки. Себе ничего лишнего не оставляли», - заверил «Главком» Дмитрий Кива.
Он также уверен, что все обвинения в его адрес – это кампания против него и совместных предприятий с «Волга-Днепр». «Нас неоднократно проверяли, и КРУ, и по распоряжению Кабмина. И ни одна проверка не выявила каких-либо злоупотреблений. Кому-то просто не дает покоя тот факт, что наши «Русланы» успешно работают», - резюмирует Кива.
-- На чем зарабатывает «Антонов»
Работу украинских Ан-124-100 «Руслан» действительно можно назвать успешной. В отчете комиссии сказано, что рентабельность авиаперевозок крупногабаритных грузов компанией Ruslan International в 2013 году – 240%.
Деньги, получаемые «Антоновом» от транспортных услуг, - значительная часть доходов авиастроителей. Правда, в оценках доли авиаперевозок в общей структуре заработков авиастроительной госкомпании участники отрасли расходятся. Например, Сергей Меренков, исполнявший обязанности президента «Антонова» в 2014 году, уверяет, что «Русланы» зарабатывают госпредприятию почти 80% выручки. Если это так, то фактически «Антонов» - не авиастроительная, а транспортная компания.
Впрочем, Дмитрий Кива более скромен в подсчетах. «Никогда доходы от грузовых перевозок не доходили до 80%. Максимум, 65-70%. А в 2015-м перевозки и вовсе принесли только половину доходов», - уверен бывший президент предприятия. По его словам, в последние годы удалось снизить зависимость от контрактов «Русланов» за счет партнерских программ с Китаем и заказов научных разработок.
Имена «грузовых» клиентов на «Антонове» не разглашают. Последняя новость, которая позволяет получить представление об уровне партнеров, - сообщение 2014 года о том, что Ruslan SALIS удалось добиться продления контракта с НАТО.
Правда, в главном офисе Североатлантического альянса «Главкому» пояснили, что это не совсем так и НАТО не использует в своих миссиях самолеты «Руслан». «Эти самолеты иногда используется в международном консорциуме, в миссиях которого в том числе принимает участие и НАТО», - поясняет Реанна Джонс-Бутале, специалист по связям с общественностью альянса.
Консорциум стран-членов НАТО имеет специальную программу «временное решение для стратегических авиаперевозок». По-английски она сокращенно называется SALIS. Именно под партнерство в рамках этой программы и создавалось одно из СП - Ruslan SALIS.
-- Зачем создавались СП
Сегодня «Антонову» принадлежит семь самолетов Ан124-100 «Руслан». Самолеты находятся в управлении дочерней компании «Авиалинии Антонова». Однако прямых контрактов с заказчиками «дочка» не заключает. Все грузы проходят через двух посредников – Ruslan SALIS GmbH и Ruslan International Limited. Обе компании были учреждены «Антоновым» и «Волга-Днепр» на паритетных условиях около 10 лет назад. К украинским семи «Русланам» россияне добавили свои десять.
Замысел был прост – «Антонов» и «Волга-Днепр» объединяли свои парки грузовых самолетов Ан124-100 «Руслан», чтобы иметь более сильные позиции на рынке перевозок крупногабаритных грузов. Фактически два российско-украинских СП стали монополистами в своем сегменте.
Дмитрий Кива уверяет: несмотря на то, что у россиян больше самолетов, заказы между Украиной и Россией распределяются равноправно. «Например, есть заказ на два самолета. Значит, летит один украинский и один российский “Руслан”», - поясняет экс-президент «Антонова».
-- Что будет с компаниями
В своем заключении комиссия, проводившая проверку «Антонова», отметила: акциями Ruslan Salis и Ruslan International должен управлять не «Антонов», а Фонд госимущества. Собственно, в июне 2014 года аудиторы рекомендовали передать ценные бумаги в ФГИ.
На вопрос, почему это не было сделано раньше, бывший президент «Антонова» ответил, что от него данный вопрос не зависел. «Мы ведь полностью государственное предприятие. Подчинялись правительству. Если бы Кабмин хотел у нас забрать акции Ruslan Salis и Ruslan International, он мог сделать это в любой момент. Но почему-то не делал», - рассказывает Кива.
Впрочем, несмотря на рекомендации комиссии, судя по всему, акции совместных предприятий по-прежнему «лежат» в «Антонове». Во всяком случае, в Фонде госимущества «Главком» заверили, что ценных бумаг Ruslan Salis и International у них нет.
С вопросом, когда же будет выполнена рекомендация комиссии, мы обратились к главе концерна «Укроборонпром», в который с недавних пор входит «Антонов», - Роману Романову. Топ-менеджер посоветовал нам задать эти вопросы новому президенту авиастроительного предприятия Михаилу Гвоздеву. Что мы и сделали.
Однако и он не пролил свет на будущее акций Ruslan Salis и International. «Я сейчас не могу комментировать этот вопрос. Он решается. Получить ответы вы сможете через несколько месяцев, когда будет результат», - отметил в комментарии «Главкому» Гвоздев.