«Народная Самоликвидация» Луценко

На политическом проекте «Народная Самооборона» поставлен крест

На политическом проекте «Народная Самооборона» поставлен крест. Именно так можно трактовать слова Юрия Луценко о ликвидации депутатской группы в парламенте и слиянии одноименной партии с «реальной оппозиционной политической силой». Такую же позицию поддерживают остатки «Народной Самообороны» в парламенте, еще не успевшие переметнуться к коалиции. Мол, а как иначе поступать после ухода большей половины самбистов в коалицию с ПР? Ведь идея самообороны осквернена, а потому движение и само название подлежит забвению.

-- Колхоз НУНС

Фундамент политического фиаско Юрия Луценко был заложен еще в 2007 году, когда на пике популярности движения «Народная Самооборона» он повел своих людей в блоке «НУ-НС». Напомним, что после второго пришествия Виктора Януковича в кресло премьера, Юрий Витальевич долго на посту министра внутренних дел не продержался. И когда его отправили в отставку, заменив Василием Цушко, Луценко с коллегами проявили чудный креатив – на остатках революционных настроений Майдана создали общественное движение «Народная Самооборона».

Основной финансовый вклад в дело внес Давид Жвания, а Луценко, Тарас Стецькив и компания всю осень- весну 2006-2007 годов колесили по Украине, призывая народ «вставать против бандитской власти». Тогда же к ним присоединился Олег Новиков со своим «Антикриминальным выбором». Не удивительно, что на фоне пассивной позиции Ющенко и «Нашей Украины» Юрию Луценко и товарищам удалось наскрести под себя немало протестного электората – в конце весны 2007-го социологи давали Cамообороне до 7% всеукраинской поддержки.

На пике популярности Юрий Витальевич обзавелся и собственной партией, хотя ее и не возглавил. Весной 2007-го к его движению присоединилась «Вперед, Украина» Виктора Мусияки, региональными руководителями которой во всех областях стали люди Луценко. В союзники популярного лидера тогда быстренько записался и «Христианско-демократический союз» Владимира Стретовича.

После первого указа Ющенко о роспуске парламента вся эта веселая кампания на съезде 15 апреля создала предвыборный блок «Народная самооборона Юрия Луценко». Казалось, не сбавляя оборотов, он заведет в Pаду минимум тридцать бойцов собственной фракции.

По этому пути, к своему несчастью, Cамооборона не пошла. После долгих переговоров с «Нашей Украиной», тогдашний глава президентского секретариата Виктор Балога таки уломал Луценко вступить в общий колхоз и возглавить список блока «Наша Украина –Народная Самооборона». Публично это вроде бы было сделано для объединения демократических сил в борьбе с «бело-голубым реваншем». Луценко также сулили руководство в возможной единой партии, созданной на базе «НУ-НС». Также надеялись, что блоком, используя админресурс губернаторов, можно получить солидный результат и обскакать БЮТ.

Но весь колхоз, в который умудрились втащить десяток разношерстных партий, набрал всего в два раза больше, чем имела Cамооборона – 14%. В результате, вместо своей фракции в тридцать штыков Луценко получил дюжинную группу в рамках «НУ-НС», которая на принятие решений во фракции практически не влияла. Да и бренд «Народная Самооборона» потускнел, ведь во время избирательной гонке таки приходилось работать на раскрутку всего блока.

-- Дрейф к БЮТ

Несколько месяцев после выборов о создании мега партии на базе «НУ-НС» еще заикались, но все прекрасно понимали утопичность этой идеи. Рух, УНП и компания ни за что не хотели лишиться теплых руководящих мест в своих карликовых партиях. А «Наша Украина» продолжала утопать во внутренних распрях и скандалах.

Вот бы самое время Луценко во всю заняться своей партией, переименовать ее в «Народную Самооборону» и наращивать мускулы. Но нет, на посту главы МВД у него были дела и поважнее. Партию «Вперед, Украина» в «Народную Самооборону» переименовывать не спешили и бренд не раскручивали. На протяжении 2008 года депутатская группа, как и сам министр внутренних дел, медленно, но уверенно дрейфовали в сторону БЮТ. И перманентный конфликт с Виктором Балогой и Ющенком был лучшим тому катализатором.

И когда демократическая коалиция в сентябре развалилась, грянул указ номер 911 о роспуске парламента, самбисты даже и не думали об отдельном избирательном забеге. Былой рейтинг практически растаял, а потому максимум, на что рассчитывали депутаты-самооборонцы – попасть в список БЮТ. Уже тогда стало понятно, что «Народная Самооборона» как самостоятельный проект, себя исчерпал. Но выборы не состоялись, и публичного признания этого факта Луценко удалось избежать.

Принимая самое активное участие в создании коалиции БЮТ, НУНС и Блока Литвина, «Самооборона» окончательно сдались на милость Тимошенко. Ставка была сделана на ее победу в президентском забеге и место в бютовском избирательном списке. Может, такой выбор был и правильный, но только в случае победы Юлии Тимошенко. Не будем гадать, что по концовке получили бы самооборонцы, сколько мест им дали бы в правительстве или списке провластного блока на парламентских выборах. Ведь с победой Януковича все эти планы и договоренности испарились.

-- Разбежались, как солдаты при отступлении

И только тогда Юрий Витальевич взялся возрождать партийный проект «Народная Самооборона». Аккурат на следующий день после инаугурации Виктора Януковича, съезд партии «Вперед, Украина» принял решение переименоваться в «Народную Самооборону». И.о. главы партии оставили Олега Новикова, который должен был заниматься активным партийным строительством до прихода Юрия Луценко. К слову, на сайте «Народной Самообороны» до последнего времени Луценко называли не иначе как лидер партии, хотя официально он ее так и не возглавил.

Но уже было поздно. Сразу после второго тура выборов разгорелся нешуточный конфликт между Юрием Луценко и главным финансовым донором «Самообороны» Давидом Жванией. Давид Важаевич, не видя перспектив бессмысленного пребывания в оппозиции, выступил одним из главных инициаторов вхождения «НУ-НС» в коалицию с Партией регионов. Тогда этого не воспринял ни сам Луценко, ни большинство депутатской группы. А подписывать заявление о сохранение демократической коалиции с БЮТ отказались лишь трое – Жвания, Василенко и Шемчук.

Но после провала переговоров с Партией регионов и создания коалиции тушек, для «Народной Самообороны» настал момент истины. После президентских выборов фракция БЮТ и рейтинг Юлии Тимошенко посыпались, а в такой ситуации места в проходной части списка большинству самооборонцам никто гарантировать не в состоянии. Так зачем зря мучиться в оппозиции, если депутатом все равно потом не станешь? Ведь лучше получить денег и возможность решать вопросы в коалиции сейчас, а там гляди как-то оно и будет.

С участием Давида Жвании, или без его помощи, самооборонцы понемногу стали перебегать к оппонентам. Сначала Александр Омельченко, потом Александр Бобылев – и понеслось.

До последнего времени группа еще как-то держалась, но после одномоментной пятничной миграции в коалицию сразу шести депутатов во главе со Жванией и руководителем партии Новиковым, сам Луценко поставил на самообороне крест. Формально группа еще насчитывает восемь депутатов, пока не ставшими тушками, но даже на сайте самообороны «своими» считают лишь шестерых – Дония, Грымчака, Москаля, Арьева, Стеця и Стецькива. Господ Лукьянову и Куликова, видимо, уже причислили к коалиции. К тому же Екатерина Лукьянова своих коалиционных намерений и не скрывает.

С прошлой пятницы все депутаты-члены партии «Народная Самооборона» оказались в коалиции, а из оставшихся в парламенте вступать в нее никто не собирается. Судьба партии Луценко предрешена – она либо умрет, или вольется в «Батькивщину», как прогнозирует Луценко. Благо, Новиков пообещал, что за руководство в ней цепляться не будет.

Такое же туманное будущее и в последних верных самооборонцев. Как заявил «Главкому» Олесь Доний, он своей перспективы в БЮТ не видит, даже если бы предложили место в списке. «Буду принимать участие во внепарламентских общественных движениях, которые сейчас показывают реальные силу и желание противостоять власти», - сказал депутат. Остальным стойким самооборонцам, возможно, место в списке БЮТ пока обещают, но и эта перспектива сомнительна на фоне падения рейтинга Тимошенко и ее политической силы – тут бы своих устроить. Конечно, свое место за верную службу должен получить Юрий Луценко, может, отблагодарят оппозиционного министра Геннадия Москаля да Тараса Стецькива. Остальным же мало что светит.

За неполных четыре года Юрий Луценко прошел сложную политическую эволюцию – от лидера всеукраинского масштаба до отставного министра, который едва ли контролирует несколько депутатов в Верховной Раде. Личного рейтинга практически нет, партии, способной набрать пару процентов на выборах и главное - спонсора для этого проекта – нет, а потому ему остается лишь надеяться на снисходительность и благодарность Юлии Тимошенко. А ведь все могло быть совсем по-другому.

Если бы в свое время Юрий Витальевич таки решился самостоятельно пойти на парламентские выборы 2007 года, отработать кампанию и защитить свой результат, то тогда бы он превратился в политика иного масштаба. Имей он в нынешнем парламенте свою фракцию, способную самостоятельно принимать решения, а не корчиться, как нынешний НУНС, то и разговор бы с ним велся по-другому. Да и вряд ли депутаты бы побежали от него тогда, как ошпаренные. Многое могло пойти не так, и не только для Юрия Луценко.

Хотя, существует еще одна версия произошедшего. Многие считают, что Юрий Витальевич сам организовал массовый переход самооборонцев в коалицию. Мол, он лично договаривался в Администрации Президента о миграции и дальнейшем негласном сотрудничестве. С трудом вериться, что Луценко способен провернуть такую комбинацию. Но если это и правда, то сложно представить, что от такой хитроумной комбинации выиграет именно он.