Осенний марафон в парламенте
Местные выборы, обязательства перед МВФ, налоговый кодекс и отмена политреформы – эти вопросы будут определять характер работы Верховной Рады
Внеочередная сессия Рады, прошедшая 30 августа, сняла одну из главных интриг, намечавшихся именно на первые дни работы очередной осенней сессии парламента – изменения в закон о местных выборах. Но в политическом меню парламента осталось достаточное количество острых блюд, а это обещает нам жаркую осень в стенах ВР. Это, несмотря на то, что все самое интересное в украинской политике до 31 октября будет происходить за пределами столицы. «Главком» останавливается на самых ожидаемых и дискуссионных вопросах, за которые возьмется Верховная рада в ближайшее время.
Следует сразу отметить, что осень в Раде ожидается поспокойнее, чем шашечно-яичная весна. Весной, по сути, проходило переформатирование парламента и сложный процесс перехода его под контроль Партии регионов. Сегодня роли всех игроков в ВР максимально ясны, максимально принципиальные для команды Януковича политические законопроекты были приняты. Осень в стенах парламента ожидается спокойной еще и потому, что большинство парламентариев будут вовлечены в предвыборные баталии на местном уровне. Известно, что каждый депутат от ПР закреплен за конкретной территорией, где прямо отвечает за результаты партии на выборах в областной, районные советы и выборы мэров. То же зачастую касается и депутатов из других фракций.
-- Законы для МВФ
Как ожидается, в повестку дня парламента обязательно войдет блок экономических законопроектов, которые необходимо принять для выполнения обязательств перед МВФ. Украина в Меморандуме о сотрудничестве взяла на себя обязательства уже осенью 2010 года принять изменения в закон об НБУ, пенсионное законодательство и закон, касающийся оплаты населением жилищно-коммунальны услуг. Без этого МВФ просто не продолжит сотрудничество с украинским правительством.
Поправки в закон об НБУ касаются, прежде всего, иерархии целей НБУ. В частности, изменения должны установить, что главным приоритетом для Нацбанка должна быть ценовая стабильности в государства. Также Украина обязалась усилить автономию НБУ, запретить назначать в состав Совета НБУ людей с конфликтом интересов, усилить прозрачность банка в соответствии с оптимальной международной практикой.
Закон об НБУ врядли способен вызвать серьезные споры в сессионном зале и какие-то политические последствия. А вот следующие два документа способны катализировать смену состава парламентского большинства.
Украина обязалась до конца сентября отменить закон, который ранее не позволял начислять пеню за просроченные платежи граждан за жилищно-коммунальные услуги. В случае отмены закона украинцы будут или платить вовремя, или будут вынуждены доплачивать сверх тарифа в виде штрафов.
До конца сентября, согласно обязательствам Украины, в парламенте должен быть зарегистрирован закон, которым пенсионный возраст для женщин будет повышен с 55 до 60 лет. Также будет увеличен на 10 лет обязательный рабочий стаж, необходимый для получения пенсий в полном объеме.
Рассмотрение последних двух законов может стать поводом для выхода коммунистов из парламентской коалиции – хотя бы как политтехнологический шаг перед местными выборами. Для оппозиции, в лице в основном фракции БЮТ, это также достаточно громкий повод для разогрева своего электората, так что можно ожидать от соратников Тимошенко активных действий в Раде, вплоть до долгосрочного блокирования трибуны.
-- Хвосты с весенней сессии
Вопросом, который может наделать шуму и рассорить разные части даже в Партии регионов, станет рассмотрение во втором чтении проекта Налогового кодекса. Его, напомним, под занавес весенней сессии так и не приняли в целом: регионалы кулуарно ужасались качеству подготовленного правительством проекта, а коммунисты и вовсе открыто заявляли о непрофессиональном подходе к разработке кодекса. Разные пункты документа, как сегодня говорят в кулуарах Кабмина, по-разному воспринимаются премьером Азаровым и его вице-премьерами Тигипко и Клюевым, главой ГНАУ Александром Папаикой и куратором экономического блока Администрации президента Ириной Акимовой.
Уже к открытию сессии должно завершиться общественное обсуждение проекта кодекса, но ничто не говорит о попытках правительства найти компромисс между взглядами Тигипко, Азарова, Колесникова, Клюева, Акимовой и многих других чиновников и крупных бизнесменов. Если проект попытаются протащить через парламент, не согласовав его с какой-то из сторон, то это обязательно обернется конфликтом в сессионном зале. Вовсе не обязательно, что кто-то из влиятельных регионалов совершит демарш и попытается через своих депутатов во фракции открыто выступить против правительственного законопроекта. Можно в такой ситуации пойти на хитрость и стимулировать коллег из других фракций выступить против отдельных норм законопроекта.
В начале июля парламент отказался от идеи принять в целом закон о референдуме – детище главы Минюста Александра Лавриновича. Тогда народные депутаты даже успели пройти 200 из тысячи поправок ко второму чтению, но было принято принципиальное решение сдвинуть его на осень. Тогда закон о референдуме рассматривался как один из ключей, открывающий двери к отмене политреформы – о таком сценарии открыто заявлял министр юстиции Александр Лавринович. Планировалось, что референдум может пройти синхронно с местными выборами. Для этого необходимо было успеть принять закон к середине лета, ведь в отличие от местных выборов, процедуры связанные с подготовкой референдума должны были, согласно проекту, начинаться в срок от 90 до 120 дней до дня его проведения. Но от этой идеи почему-то решено было отказаться. Пока все говорит о том, что отказались в пользу более простого сценария – вернуть Конституцию 1996 года решением КС.
Сегодня в связи с отменой политреформы упоминают еще один вариант – конституционное большинство в 300 голосов, которое способно принимать изменения в Конституцию. Но не стоит забывать и о схеме с референдумом. Конечно, команда Януковича уже не собирается проводить референдум параллельно с местными выборами. Но в следующем году или одновременно с парламентскими выборами 2012 года – почему бы и нет? Вполне возможно, что Рада не станет откладывать в долгий ящик закон, без которого провести такой референдум будет невозможно.
-- Начало экономических реформ, продолжение судебной
Министр экономики Василий Цушко на минувшей неделе заявил «Главкому», что закон о госзакупках, принятый всего несколько месяцев назад и вступивший в силу с 1 августа уже требует изменений. Причем изменений, по его словам, требуют в первую очередь представители крупных государственных структур.
Можно ожидать, что проект изменений в закон о госзакупках тоже станет предметом спора уже на осенней сессии парламента. Будьте уверены, что различные лоббистские группы попытаются под маркой улучшений протащить выгодные себе поправки, способные развернуть сомнительные схемы в этой отрасли с оборотом в десятки миллиардов долларов.
Кроме того, Василий Цушко пообещал, что Минэкономики будет регистрировать в парламенте массу законопроектов по своему профилю.
Не забываем также, что пока окончательно не снята интрига вокруг просьбы Киеврады об упразднении районных советов в столице. Тот факт, что этот вопрос не попал в повестку дня внеочередной сессии, говорит о том, что в команде Януковича не считают проблему горячей. Сегодня формально почти невозможно успеть изменить закон о столице, как того просил Киевсовет, до 11 сентября – даты старта кампании на местных выборах. Но не исключено, что уже в день открытия сессии, 7 сентября, парламент поступит с этим законопроектом так же, как поступил с поправками в закон о местных выборах 30 августа – примет их по сокращенной процедуре во втором чтении и в целом.
Из кабинетов на Банковой также будут подбрасывать работу парламенту. Речь идет, прежде всего, о так называемом втором этапе судебно-правовой реформы. О том, какие проекты готовит команда замглавы АП Андрея Портнова «Главком» писал еще в начале июня. Сегодня в тесном сотрудничестве с Минюстом завершается работа над проектами нового Уголовно-процессуального кодекса, закона об адвокатуре, чуть осторожнее готовятся законы о прокуратуре, об СБУ, об оперативно-розыскной деятельности, о милиции и о других правоохранительных органах.