Начало нового порядка

Опустошение. Это единственное чувство, которое остается после неоднократного просмотра кадров вчерашнего побоища в сессионном зале парламента...

Опустошение. Это единственное чувство, которое остается после неоднократного просмотра кадров вчерашнего побоища в сессионном зале парламента, после неоднократного прочтения потрясающих своим цинизмом комментариев участников драки, после того, как собственными глазами увидел следы вчерашней битвы на телах и в глазах бютовцев и пустоту в глазах их… пока назовем этих людей их политическими оппонентами.

В лентах информационных агентств канва вчерашних событий выглядят вполне заурядно: одни заблокировали президиум Рады, другие инициировали массовую стычку и выдавили оттуда блокирующих. Работа парламента восстановлена, победители счастливы, побежденные зализывают раны. Казалось бы, ничего принципиально нового под куполом парламента не произошло, что-то подобное случалось в этих стенах не раз и не два. Но кто бы подумал, что количество подобных инцидентов рано или поздно перерастет в качество? Что довольно мирные на самом деле депутатские толкучки возле трибуны превратятся в массовые побоища с разбитыми головами, поломанными руками и многомесячными госпитализациями их участников?

Как оказалось, мы зря посчитали парламентскую драку 27 апреля, в день принятия «харьковских соглашений», единичным эксцессом. Слишком многие обладатели депутатских значков тогда убедились, что применение кулаков, стульев и других подручных предметов является куда более результативным методом политической деятельности, чем переговоры, нахождение консенсуса и тому подобная ерунда для слабаков. Травмы коллег по сессионному залу для них – банальные издержки на пути «построения новой страны».

Мы далеки от идеализации представителей БЮТ, оказавшихся вчера в роли пострадавшей стороны. В конце концов, еще полтора года назад «тимошенковцы» были в шаге от раздела страны напополам на два десятка лет вперед с регионалами, которых ныне поносят последними словами. Да и настоящий, не задекларированный повод для вчерашнего блокирования – стремление не дать озвучить на всю страну нелицеприятные для Тимошенко результаты сомнительного аудита деятельности ее правительства – правду говоря, имел мало общего с защитой демократии в Украине.

Но все познается в сравнении. Регионалы могли месяцами блокировать работу парламента, не опасаясь об угрозах для собственной жизни и здоровья, зато витиевато аргументируя свои действия заботой о правах оппозиции, апеллируя к демократическим ценностям и чаще всего таки заставляя власть идти на уступки.

Сегодня стоять на пути у катка, за рулем которого расположились те, кто вчера разглагольствовал о правах оппозиции, – опасно. В апреле на несколько месяцев в больницу с сотрясением мозга попал Олесь Доний и сломанным носом отделался Владимир Карпук. Вчера разбили головы Михаилу Волынцу, Василию Кравчуку и Николаю Кравчуку, сломали руку Владимиру Бондаренко, в тяжелом состоянии в «Феофанию» доставлен 70-летний Юрий Гнаткевич. Что должно случиться для того, чтобы регионалы «притормозили»? Задумываются ли они, что очередной неосторожно отброшенный в сторону стул или излишнее усердие при размахивании кулаками может привести к смерти их коллег? Что у кого-то из депутатов – неважно, с какой стороны конфликта, – в подходящий момент не окажется в кармане пистолета или заточки? Как низко пал наш парламент, если мы вынуждены всерьез даже задумываться о такой возможности?

Впрочем, о «лучших» качествах нашего парламента – отдельный разговор. Ведь когда, как не сейчас, нужно констатировать факт: в Верховной Раде, точнее, во фракции Партии регионов сформировался целый корпус лиц с депутатскими значками, которые под куполом парламента выполняют две функции: нажимать кнопку правильного цвета по отмашке Михаила Чечетова и обеспечивать победы своей партии в силовых противостояниях с оппонентами. Фамилии этих людей известны, результаты их деятельности – налицо. С каждой подобной стычкой они будут все больше и больше убеждаться в собственной безнаказанности, все яснее и яснее осознавать, что именно в этих нехитрых делах, в общем-то, и заключается работа народного депутата. Иллюзий о том, что кто-то из них понесет заслуженную уголовную ответственность (по крайней мере, в этой жизни), не питает никто. Максимум, на что можно было бы рассчитывать, – что за избиение своих коллег эти депутаты понесли бы политическую ответственность в виде невключения в следующий избирательный список Партии регионов. Но «бело-синие», похоже, не собираются избавляться от кадров, которые, как мы уже убедились, приносят нужный партии результат получше, чем иные переговорщики-коммуникаторы…

Коль уж мы заговорили об ответственности, то необходимо в этой связи упомянуть о позиции Владимира Литвина. Конечно, спикерское кресло вряд ли запачкала кровь оппозиционеров в прямом смысле этих слов, однако именно Владимира Михайловича впору назвать одним из инициаторов вчерашнего побоища. И дело тут даже не в том, что именно он, по словам бютовца Владимира Бондаренко, отдал распоряжение охране сессионного зала не препятствовать регионалам проникать в президиум парламента со спикерской стороны кулуаров. И даже не в том, что озвученная им сегодня трактовка вчерашних событий, мягко говоря, не вызвала доверия к его словам. А в том, что со вчерашнего дня окончательно стало ясно: как самостоятельной, более или менее независимой от воли регионалов, фигуры Владимира Литвина в украинской политике более не существует. И не суть важно, почему так случилось – правы ли утверждающие, что Литвина держат на крючке «делом Гонгадзе», или те, кто считает, что он способен на все ради сохранения себя в кресле спикера. Факт остается фактом: Литвина-миротворца, Литвина, балансирующего между крайностями, Литвина, никогда не сжигающего мостов с потенциальными партнерами, Литвина – реального центра влияния в политике, больше нет. Есть просто местоблюститель главы ничего не решающего парламента, не единожды растоптанного нынешними хозяевами жизни.

Впрочем, не парламентом единым. Ведь это только в сознании народных депутатов здание на Грушевского является фрагментом другой реальности, разительно отличающейся от той, в которой живут миллионы их соотечественников. Не исключено, что нынешние события на верхушке украинского государства задают тенденции, по которым уже в скором времени предстоит жить всему нашему обществу.

Речь в данном случае идет об абсолютизации власти как таковой. Журналисты уже обратили внимание на то, что повод для вчерашнего побоища был, по большому счету, незначительным, и сегодняшний отчет главы Минфина о злоупотреблениях правительства Тимошенко в информационном плане выглядел всего лишь тенью драки под куполом парламента. Значит ли это, что, захватив президиум Рады, власть просчиталась? Отнюдь.

Обществу был послан четкий и однозначный сигнал: стоять на пути у власти опасно, даже если речь идет о мелочах.

В принципе, власть уже неоднократно намекала на это своим противникам. Соратники Юрия Луценко твердят, что стоимость экспертиз, проведенных по делу экс-главы МВД, превышает 40 тысяч гривень – то есть, сумму ущерба, которую якобы нанесли государству его действия. Юлию Тимошенко вообще обвиняют в нецелевом использовании средств, мирно почивающих на счетах Госказначейства. Юристы – и со стороны оппозиции, и, в принципе, со стороны власти, но уже в режиме офф-рекордс – утверждают, что перспектив у этих дел в обычных обстоятельствах не было бы ровным счетом никаких. Но если речь идет не о филигранности юридических формулировок и безупречности позиции обвинения, а о стремлении создать в государстве атмосферу благоговенного страха перед властью, – то именно в открытии и результативном доведении до конца таких дел нуждается нынешняя украинская элита, кровно заинтересованная в том, чтобы больше никогда не потерять свои однажды завоеванные позиции.

Чего ждать в результате нам, обычным гражданам? Смены отношения милиции и СБУ к участникам протестных акций, пристального внимания контролирующих служб к бизнесу, который покажется кому-то причастным к финансированию «неправильной» оппозиции, дальнейшего выхолащивания отечественной журналистики и, конечно, накачивания мускулов на карающей руке власти – правоохранительных органах – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Установления в Украине нового порядка. Одним словом, всего того, что на протяжении последнего десятилетия пережила Россия…

Урок по истории России – первый из тех, который должно бы получить наше общество перед тем, как реагировать на вчерашние события под куполом Верховной Рады. Отстраниться, посмеяться над депутатами, которые «ничего, кроме как драться, не умеют» – проще всего. Но, в конечном итоге, разве речь сегодня идет всего лишь о противостоянии депутатов от Партии регионов с депутатами от Блока Юлии Тимошенко? Разве мы говорим только о борьбе власти с инакомыслящими? Обыск в квартире новоизбранного ректора Донецкого государственного университета Юрия Лысенко, давление Минобразования на Киево-Могилянскую академию, лишение частот канала TVi и «5 канала» – разве этих и подобных им примеров недостаточно для того, чтобы утверждать: власть стремится противостоять не инакомыслящим, а просто мыслящим людям? В России мыслящие люди поняли это слишком поздно. Сориентируется ли быстрее Украина? Как знать…

Но ответить на этот вопрос нам может помочь урок по истории Украины. Ведь наш народ не единожды сталкивался с властью, которая катком, по беспределу, как заведено сейчас выражаться в парламентских кругах, подминала под себя все и вся. И неоднократно наш народ мужественно терпел издевательства над собой, порой даже создавая впечатление тупой, аморфной, инертной массы, а потом - стремительно рассеивал эту иллюзию. Так было в 20-х годах прошлого века, когда реакцией на насаждаемый коммунистами военный коммунизм и продразверстку стало массовое повстанческое движение на Надднепрянской Украине. Так было на Западной Украине, где польская пацификация привела к расцвету Организации украинских националистов, а затем политика советских, а позже - немецких оккупантов – к появлению Украинской повстанческой армии.

События вокруг принятия Налогового кодекса доказали, что украинцы не разучились выходить на Майданы. Хочет ли власть убедиться в том, что украинцы не разучились приносить с собой вилы? Если да, то эта самая власть в очень быстром темпе идет правильным путем.

Фото УНИАН