Больше, чем Партия регионов. «Слуга народа» идет в коалицию сама с собой
Такой мегафракции украинский парламент еще не видел
Владимир Зеленский выполнил задачу максимум - он заводит в Раду фракцию «Слуга народа» в общей сложности почти 250 депутатов. Члены команды Зеленского ранее рассказывали, что рассчитывают плюс до сотни своих кандидатов-списочников, добавить около 70 мажоритарщиков, но реальность превзошла все ожидания. По предварительным данным, «Слуга» неожиданно для всех получает 125 мандатов по мажоритарке, что вместе со 120 депутатами по списку, позволяет говорить о монокоалиции. Причем с запасом. Такой мегафракции украинский парламент не помнит - даже Партия регионов, которая в свое время была гегемоном, и вынуждена была при важных голосованиях блокироваться с коммунистами Симоненко или социалистами Мороза. Подобный расклад имеет для Зеленского и обратную сторону: теперь ему не на кого сваливать ответственность за невыполненные обещания.
Еще один вызов, с которым придется столкнуться руководству «Слуги народа» - как удержать огромную фракцию, многие члены которой впервые встретятся друг с другом в парламенте. Разношерстность персонального состава партии-победителя парламентских выборов впечатляет: кроме старых знакомых Зеленского и представителей его команды, здесь и бизнесмены, и актеры, и телеведущие, и эксперты, привыкшие работать на западных грантах, и просто неоднозначные экспрессивные персонажи как Лиза Богуцкая или Макс Бужанский. Более того, среди мажоритарщиков есть люди, на которых вообще мало кто обращал внимание, пока они неожиданно за счет бренда не победили ресурсных кандидатов. Среди таких, скажем, внештатный корреспондент и свадебный фотограф Сергей Штепа. Он неожиданно, может, даже для своего партийного руководства «вынес» из округа действующего нардепа, президента «Мотор Сичи» Вячеслава Богуслаева.
«Служебный» тимбилдинг
Председатель Офиса президента Андрей Богдан допускал, что часть из депутатов «Слуги народа» не оправдает надежд: возможно, их купят и они будут брать взятки, но 60-70% останутся «нормальными идеологическими людьми». Немаленькая такая «забраковка». Руководитель партийного штаба Александр Корниенко в интервью «Главкому» наоборот поспорил, что в течение года «тушек» во фракции не будет. По его словам, сейчас будущие депутаты притираются друг к другу во время рабочих групп в штабе партии: «В групповых дискуссиях нарабатываются законодательные инициативы, которые будут дальше реализовываться. В бизнесе это называется адаптацией сотрудника, когда его включают в рабочую жизнь компании. Мы сейчас выстраиваем эту корпоративную культуру». На следующей неделе начнется обучение будущих депутатов «слуг» в Киевской школе экономики - им организуют выезд в лагерь, где они будут проходить обучение и тимбилдинг.
Также Корниенко пообещал принять меры для усиления депутатской дисциплины и даже ввести сенсорную кнопку. Разговоры о последней ведутся уже давно, но ни одна партия власти, несмотря на декларации, не была заинтересована в полном отказе от «кнопкодавства», потому что в зале часто физически не хватало депутатов во время важных голосований. Сможет ли президент заставить своих многочисленных «зе-депутатов» регулярно ходить на работу и сидеть в зале не только в день принятия присяги? На самом деле, здесь многое зависит от регламента, изменение которого могут инициировать вновь избранные депутаты.
Политолог Виктор Таран уверен, что фракция «Слуги» не будет целостной и первые проблемы проявятся примерно через полгода.
Политтехнолог Андрей Золотарев прогнозирует проблемы еще раньше. «Там очень много людей вроде свадебного фотографа, которым будет очень трудно устоять перед соблазнами, - говорит эксперт. - К ним пойдут гонцы от серьезных людей с финансовыми предложениями по лоббированию интересов - депутатских запросов, проталкиванию законопроектов, поведения во время голосований. В будущем формате парламента это делать труднее, но такие попытки будут и все это будет отражаться на атмосфере внутри фракции. Мажоритарщики будут так или иначе связаны с местными элитами, у которых могут быть свои интересы».
Испытанием на прочность для «Слуги», по словам Золотарева, будет завершение «медового месяца» новой власти: «Кризис доверия к ней может привести к тому, что новые лица начнут рассказывать, какие они опытные профессионалы, и дистанцироваться от фракции. Вообще вопрос цементирования и внутрифракционной дисциплины станет одним из ключевых, потому что люди там собрались разные, у партии нет четкой идеологической составляющей».
Политолог Владимир Фесенко называет традиционные проблемы любой крупной фракции, которые актуальны и для «Слуги народа». Речь о неизбежном внутреннем противоречии и центробежной тенденции. «Но расколоться она может, только если будет раскол в самой команде Зеленского. А так минимум полгода фракция не будет самостоятельным субъектом и будет выполнять решения, которые будут принимать в Офисе президента и Кабмине. Сейчас для Разумкова, или кто там будет руководить фракцией, головная боль - развитие оптимальной системы управления. Фракция же в полтора раза больше, чем та, которая была у Партии регионов. Конечно, со временем кто-то уйдет, неизбежно окажутся случайные люди, но не думаю, что это кардинально скажется на фракции», - считает эксперт.
Конституция на замке
Монополизация парламента, с одной стороны, облегчает жизнь, потому что исключает различные мутные «договорняки», которыми всегда отличалась Верховная Рада. Но с другой - превращение остальной части парламента у статистов нарушает систему балансов, которая, хоть криво и косо, но действовала раньше. Простого большинства (226 голосов) достаточно для того, чтобы наломать дров, когда тебя никто больше не контролирует, но конституционного (300 голосов) в президентской партии все-таки, к счастью, нет.
Исполнительный директор Украинского независимого центра политических исследований Светлана Конончук отмечает, что важно иметь в Раде конструкцию, которая не будет монополизирована одной силой: «Внесение изменений в Конституцию будет происходить более взвешенно с учетом интересов других политических сил. Это очень важно для нашей страны, все-таки нет такой устойчивой традиции демократии. Она подвержена различным внешним воздействиям, в том числе не очень хорошим. Поэтому крайне важно в парламенте иметь широкое устойчивое большинство, которое не будет монополизировано одной политической силой».
В качестве примера Конончук приводит потенциальные планы команды президента под шумок провести еще и досрочные местные выборы. По Конституции они должны пройти в 2020 году, поэтому чтобы изменить эту дату, ему придется договариваться с другими фракциями. Или каким-то образом провести внеочередные выборы, но осенью 2020-го проводить очередные снова.
Поэтому то, что «Слуге народа» пока далеко до единоличного конституционного большинства, является определенным предохранителем от «наполеонства» ее лидеров и попыток поиграть с Основным законом. А это особенно актуально в свете того, что в команде нового президента признают, что ничего особенно не планируют заранее, а действуют спонтанно. И теперь у этих креативных ребят руки чешутся свои многочисленные идеи реализовать.
Павел Вуец, «Главком»