Как нас нагрели этой зимой. Газ подешевел втрое, а тарифы?
Мошеннические схемы в теплокоммунэнерго. Как распознать и куда жаловаться?
С начала года цена газа для населения снизилась на 51%, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение составило 62%. Только в мае «Нафтогаз» снизил оптовую цену газа для нужд населения на 21% по сравнению с апрелем. В июне потребители начали получать платежки, в которых зафиксирована самая низкая за последние несколько лет цена газа - 2,9 тыс. грн за тысячу кубометров (с учетом НДС, наценки газсбытов и расходов на транспортировку газа).
Такая ситуация на рынке создала уникальные возможности для удешевления «теплых услуг». И власть не могла не реагировать на такие события.
24 декабря 2019 года, как сообщал «Главком», выполняя требование главы государства, правительство Гончарука приняло постановление №1082. Оно позволило изменять объемы начислений за услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения в соответствии с изменениями цены газа. Итак, потребители получили реальную возможность сэкономить на отоплении, и в последующие месяцы экономия должна только расти, ведь газ постоянно дешевел.
Но все ли смогли воспользоваться такой щедростью?
Почему не всем уменьшили платежки?
«Главком» писал о том, как столичное «Киевтеплоэнерго» отчиталось о ежемесячных перечислениях платежек в связи со снижением цены газа. По подсчетам компании, киевляне рекордно сэкономили, платя за тепло и горячую воду. Всего в течение отопительного сезона (проходил с 25 октября 2019 года по 8 апреля 2020 года) коммунальное предприятие уменьшило общую сумму платежей за тепло и горячую воду на сумму почти 1,5 млрд грн. Среднестатистическое домохозяйство сэкономило 1600 грн за сезон. Конкретная сумма зависит от площади квартиры и энергоэффективности дома.
Однако в действительности потребители могли сэкономить значительно больше, и причин этому несколько.
Во-первых, не всем киевлянам вообще делали перерасчет. Некоторым насчитали даже больше, чем в холодную зиму 2018/19 года. Редакция получила от читателей платежки, которые свидетельствуют, что отдельные домохозяйства, например, в феврале 2020 года платили за трехкомнатную квартиру на 243 гривны больше (уплачено 2552 грн), чем в феврале-2019 (2309 грн).
Почему же газ дешевел, правительство обещало перерасчет платежей, а цифры в платежках не уменьшались? А если и уменьшались, то совсем уж не такими темпами, как падали цены на газ?
Например, в марте, именно в этот месяц киевлянам внесли наибольший перерасчет, отопление в столице стало дешевле только на 32%, чем было начислено по базовому тарифу (1654 грн за гигакалорию). На горячей воде киевляне сэкономили лишь 29%. Совершенно очевидно, что снижение должно быть значительно весомее, ведь когда НКРЕКП утверждала базовый тариф 1654 грн, цена газа была 8400 грн за тысячу кубических метров, то есть, почти втрое больше, чем сейчас. Источник «Главкома» в правительстве утверждает, что тариф должен снизиться минимум на 50% по сравнению с базовым. То есть каждое домохозяйство столице должно сэкономить за отопительный сезон не 1600 грн, а существенно больше!
Почему же щедрость правительства и поставщиков тепла и горячей воды оказалась такой скупой? В ответе на этот вопрос есть несколько составляющих.
Первая - никакого контроля со стороны государства за перерасчетом не было предусмотрено. Упомянутое выше правительственное постановление №1082 имело рекомендательный характер. Фактически правительство разрешило коммунальным предприятиям действовать по своему усмотрению. Можно было вообще не делать перерасчеты. И бизнесмены этим без лишних сомнений пользовались.
К примеру, именно так сделала киевская «Евро-Реконструкция»: поставщик тепла жителям Дарницкого и частично Днепровского района столицы просто проигнорировал правительственное постановление. Даже наоборот: компания увеличила начисления по сравнению с базовым тарифом. К примеру, государственный регулятор (НКРЕКП) на своем сайте сообщает, что 17 января 2020 года для «Евро-Реконструкции» действует тариф 900 грн с НДС, тогда как потребителям поставщик насчитывал плату за тепло по 1341 грн за гигакалорию, то есть на каждую потребленную гигакалорию было дополнительно начислено по 400 грн!
И никакого наказания за это ни столичной компании, ни еще десяткам таких компаний по всей стране не грозит.
«Главком» обратился в «Евро-Реконструкцию» за разъяснением, почему компания выбрала такой алгоритм отношений со своими потребителями? В ответ представители предприятия пояснили, что при расчетах с населением за «теплые» услуги был использован тариф, установленный 1 января 2019 года постановлением НКРЕКП №1823 от 11.12.2018 года - 1341 грн за гигакалорию или 35,67 грн (с НДС) на один квадратный метр (при отсутствии счетчиков тепла). Но тогда возникает вполне логичный вопрос: почему же «Евро-Реконструкция» ссылается на старый тариф, когда на сайте НКРЕКП давным-давно зафиксирован совершенно другой (выше упоминалось, что на 17 января 2020 года для «Евро-Реконструкции» действует тариф 900 грн с НДС)?
Что интересно, информацию об уже недействующем тарифе 1341 грн за гигакалорию «Евро-Реконструкция» до сих пор держит на своем официальном сайте в рубрике «Для населения». И по этому тарифу «Евро-Реконструкция» делала начисления в платежках киевлян.
По просьбе «Главкома» объяснить, почему компания не выполнила правительственное постановление №1082 о пересчете платежек из-за снижения цены газа, в «Евро-Реконструкции» ответили, что Дарницкая ТЭЦ гораздо меньше сжигает газа, чем уголь. Кстати, цена угля на мировом рынке в этом году тоже упала - до $50 за тонну. Поэтому, получается, правительство таки «дало маху», когда в своем постановлении ни словом не обмолвилось о необходимости делать перерасчеты платежек поставщикам тепла, которые, кроме газа, сжигают еще и уголь.
Приводим полный ответ «Евро-Реконструкции» «Главкому», где больше противоречий, чем логических доказательств.
«Если учесть, что в год компания продает около одного миллиона гигакалорий тепла жителям Дарницкого района, то дополнительные начисления составят около 400 млн грн. Неплохой доход», - резюмирует ситуацию источник «Главкома» в правительстве. Эксперт также признает, что ранее в законодательных актах четко прописывалась ответственность за выполнение указаний правительства.
О манипуляциях со счетчиками
Второй момент, который позволяет поставщикам услуг «играть» с начислениями, связан со счетчиками, а точнее с их отсутствием.
В принятом в 2017 году законе о коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения (статья 6) прописана норма о том, что в случае выхода из строя установленного в доме счетчика или для осуществления его периодической поверки (раз в 6-9 лет в зависимости от типа прибора), поставщик услуги не имеет права снимать прибор из расчета. То есть счетчик должен быть заменен другим прибором - для того, чтобы в платежке потребителя всегда были четко указаны реальные объемы потребления тепла или воды. А в течение 5 дней счетчик должен быть возвращен на то место, где он был установлен ранее.
Дословно в законе написано:
«Запрещается демонтаж узла учета, в том числе коммерческого, для обслуживания без его замены на узел учета, укомплектованный средствами измерительной техники такого же или более высокого класса точности... В случае выхода из строя узла учета он подлежит замене на исправный и принятию на абонентский учет в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта выхода из строя».
Итак, закон обязывает коммунальные предприятия делать начисления потребителям только по показаниям счетчиков. Однако в действительности киевляне неоднократно получали платежки с заоблачными начислениями за тепло или воду. А все потому, что расчеты были сделаны не по показаниям счетчика, а по действующей норме потребления - там действует тариф на теплоснабжение за один квадратный метр жилой площади. Но такой тариф можно применить только в тех домах, где никогда не стояли домовые счетчики. Однако коммунальные предприятия иногда грубо нарушают закон, пользуясь неосведомленностью потребителей. Монополист наваривает дополнительные доходы, люди получают платежки с начислениями больше тех, что должны быть.
Вывод прост: потребителю следует контролировать все то, что написано в платежке. Если в платежке стоит норма потребления, значит вам зачислили платеж не по счетчику. Если же в доме есть счетчик, в платежке есть графа «Объем», где указывается месячный объем потребленного тепла в гигакалориях. Но «умельцы» и здесь придумали способ, как обмануть клиента: монополисты изобрели «виртуальный» счетчик - на замену того, который вышел из строя, или снят на поверку.
«Брали площадь вашей квартиры, умножали ее на тариф на оплату за квадратный метр и затем делили на тариф за одну гигакалорию - таким образом определяли объем потребления тепла. Затем эту цифру вносили в платежки потребителей и тогда создавалась видимость, что якобы счетчик работает, ведь указывался объем потребленного тепла или воды. Думаю, если сравнить выставленную в платежках сумму всем потребителям (не только бытовым, но и промышленным) за тепловую энергию и сравнить ее со стоимостью всей произведенной тепловой энергии, то окажется, что выставленная в платежках сумма будет выше, чем стоимость произведенного тепла. То есть предприятия продают больше, чем в действительности производят», - убежден источник «Главкома».
Куда жаловаться?
Из-за махинаций с начислениями за теплые услуги часто бывает так, что владелец однокомнатной квартиры в Киеве платит за теплые услуги больше, чем владелец квартиры за городом, площадь которой в разы больше. Секрет в том, что в загородных многоквартирных домах разрешено устанавливать газовые котлы просто в квартирах, а следовательно, хозяин сам снимает показатели счетчика и передает в облгаз.
Где же искать правду?
Большинство потребителей не знают, куда обращаться в случае обнаружения любого из выше описанных нарушений. А поставщики теплых услуг этим пользуются. Если учесть, что в Киеве есть более миллиона квартир, то даже переплата в 100 грн с приносит поставщикам услуг колоссальные доходы за продажу «воздуха».
В законе о жилищно-коммунальных услугах (статья 27) описан порядок оформления претензий потребителей. В случае выявления нарушений, «потребитель имеет право вызвать исполнителя коммунальных услуг (его представителя) для проверки количества и/или качества предоставляемых услуг». Затем составляется акт-претензия, который подписывается потребителем и исполнителем коммунальной услуги или управляющим многоквартирным домом.
В случае неприбытия исполнителя коммунальной услуги (или управляющего домом) или необоснованного отказа подписать акт-претензию такой акт подписывается потребителем, а также не менее чем двумя потребителями, проживающими по соседству. Подписанный акт нужно направить исполнителю коммунальной услуги (или управляющему домом).
Итак, киевляне могут присылать свои жалобы (акты-претензии) в «Киевтеплоэнерго» или «Евро-Реконструкцию». Эти компании должны в течение пяти рабочих дней решить вопрос по удовлетворению требований, изложенных в акте-претензии, или должны предоставить потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензии.
Если же поставщик услуг проигнорирует обращение потребителя, тогда столичному жителю стоит обратиться в Главное управление Госпродпотребслужбы в Киеве. В составе этой структуры действует отдел контроля за регулируемыми ценами, задача которого - «осуществлять государственный надзор (контроль) за соблюдением требований формирования, установления и применения государственных регулируемых цен».
По закону об обращении граждан, каждый потребитель может обратиться с жалобой по тарифам на коммунальные услуги в Госпродпотребслужбу. Должностные лица этого органа обязаны объективно и своевременно рассмотреть жалобу, проверить изложенные в ней факты и принять соответствующее решение и обеспечить его выполнение. По свидетельствам очевидцев, ревизоры Госпродпотребслужбы активно рассматривают жалобы, включая те, которые составлены в произвольной форме. Но большинство граждан не знают о существовании такой процедуры.
Наталка Прудка, для «Главкома»