Коллапс на рынке газа. Люди хватаются за сердце из-за платежек, «Нафтогаз» разводит руками

Потребители жалуются на несправедливо появившиеся в личных кабинетах долги после перевода к ГК «Нафтогаз Украины»

Фото: gas.ua

Откуда взялись тысячи несправедливых долгов?

Прошло больше месяца, как «Нафтогаз» сконцентрировал в своих руках 98% бытовых потребителей газа в Украине. Этого достаточно, чтобы подвести предварительные итоги изменений для рынка и клиентов.

Главный из них такой: государственный монополист не обеспечил нормальный сервис и вообще не смог юридически правильно организовать перевод потребителей к себе. Поэтому клиенты имеют право не платить за потребленный газ, а если их попытаются оштрафовать – они легко выиграют суд.

Сервис? Не слышит баба!

Первое, что увидели миллионы потребителей газа, когда их перевели в «Нафтогаз» – отсутствие сервисов. Если в декабре газоснабжающая компания обслуживала 1,8 млн потребителей, то в июне это количество возросло почти в семь раз. Справиться с таким ростом «Нафтогаз» просто не смог.

На странице компании Facebook украинцы оставляют сотни комментариев о том, что не могут дозвониться на горячую линию. Также с чат-бота у соцсети исчезла возможность связаться с поддержкой – в компании это объяснили «доработкой раздела».

Кроме того, что у компании не хватает человеческих ресурсов, с увеличением количества клиентов не справляется ее сайт. При попытке открыть страницу личного кабинета пользователи получают ошибку «Слишком много попыток входа» и просьбу попытаться войти позже.

Как результат – большинство проблем, возникающих у потребителей с сайтом, консультанты «Нафтогаза» вынуждены решать в ручном режиме.

Ошибки в начислениях

Сотни, а то и тысячи гривен долга, которые несправедливо появились в личных кабинетах – еще одна распространенная жалоба потребителей, переведенных в ГК «Нафтогаз Украины».

«Я только зарегистрировалась на сайте «Нафтогаза» и зашла в личный кабинет. Но я не согласна с расчетами. У предыдущего поставщика «Одессагаз» наоборот возникла переплата (у меня есть скрины из личного кабинета и квитанции). А у вас в системе они передали с долгом более 5 тысяч грн», – написала одесситка Вера Гульпар.

Другим людям, передавшим минимальные объемы потребленного газа, «Нафтогаз» насчитал плату за существенно большие объемы.

Как правило, на такие жалобы консультанты «Нафтогаза» отвечают, мол, проблема на стороне оператора ГРМ (облгаза), которому, собственно, потребители должны ежемесячно передавать показатели. Однако люди говорят – на 104.ua, которым пользуются потребители 20 операторов ГРМ, все правильно.

Детальнее о проблемах с начислениями «Нафтогаза» читайте здесь: Потребители получают заоблачные платежки от «Нафтогаза»: почему так произошло и что делать?

«Нафтогаз» знал о проблеме, но промолчал?

Можно предположить, что в «Нафтогазе» еще в начале мая знали о том, что у газсбытов нет газа для своих 8,8 млн потребителей, и все они попадут к поставщику последней надежды, а от него – на обслуживание в НАК. Если да, то своевременное реагирование государственной компании могло бы не допустить проблем с переплатами.

В пользу этого свидетельствует хронология перевода домохозяйств в реестр ГП «Нафтогаз Украины».

Первое сообщение о переводе 8,8 млн потребителей на обслуживание к поставщику последней надежды на сайте «Нафтогаза» появилось 2 июня. В нем говорилось, что «с 1 июня 2022 года 8,8 млн украинских домохозяйств оказались в ситуации, когда их поставщики не могут выполнять свою функцию».

После этого население вполне логично стало рассчитываться за потребленный в мае газ перед предыдущими поставщиками.

Но уже через две недели от «Нафтогаза» поступили новые данные: согласно им оказалось, что людей присоединили к поставщику последней надежды на месяц раньше – с 1 мая. Такое решение было принято Оператором газотранспортной системы Украины (ОГТСУ) и Министерством энергетики.

Такие «колебания» представители «Нафтогаза» в одном из комментариев для СМИ объяснили тем, что только 1 июня обнаружили, что газ, который 8,8 млн домохозяйств потребляли в мае, засчитывался как полученный от ГП «Нафтогаз Украины».

Правда, в другом выступлении в прессе речь уже шла о 10 июня: «С 1 мая мы начали передавать газ этому количеству потребителей. Это решение «Оператора ГТС», они фактически «задним числом» перевели клиентов поставщику последней надежды – «Нафтогазу». Для компании «Нафтогаз» это была неожиданность. Мы узнали об этом 10 июня».

Но существуют технические тонкости, позволяющие подвергнуть сомнению утверждение, что 8,8 млн потребителей, дополнительно «упавших на голову» поставщик последней надежды, были для «Нафтогаза» неожиданностью.

Газовый рынок работает в режиме дневной балансировки. На Информационной платформе ОГТСУ проходит ежедневная передача объемов потребления газа ежедневно по каждому потребителю. Если 10 миллионов потребителей газа в один день потеряли поставщика, и их потребление упало на поставщика последней надежды, то это сложно не заметить. И газоснабжающая компания «Нафтогаз Украины» должна была увидеть пропорциональный рост и потребление, и +10 млн потребителей.

Естественно, остается еще одна версия. После публикации задним числом приказа Минэнерго 14 июня совершенно независимый Оператор ГТС, задним числом перекинул миллионы потребителей на поставку газа на другую компанию. Да еще и на полтора месяца в прошлом – с 1 мая 2022 года. Выходит, что платформа Оператора ГТС достаточно «гибкая» и позволяет воплощать бизнес-политические решения даже задним числом.

Переплата – проблема потребителя

Следствием неожиданного перевода более 90% бытовых потребителей газа в «Нафтогаз» стала переплата предыдущим поставщикам. Сотни тысяч потребителей заплатили газсбытам за потребленный в мае газ и только потом «Нафтогаз» объявил, что люди уже месяц являются его клиентами.

Теперь счета за май выставляет «Нафтогазу». Так что те, кто заплатил газсбыту, например, 500 гривен, такую же сумму теперь должны и «Нафтогазу».

У консультантов компании постоянно спрашивают, возможно ли «перебросить» средства с лицевого счета от одного поставщика к другому.

«К сожалению, действенного механизма перевода средств между компаниями не существует», – отвечают они.

Но есть одно «но». «Нафтогаз» – государственная компания, которая в один момент сконцентрировала в своих руках практически весь розничный рынок газа. Ее владельцем, напомним, правительство Украины.

В любом другом государстве при таких условиях поставщик, имеющий подобный уровень влияния и возможностей, нашел бы решение и решил проблему, постигшую сотни тысяч его клиентов. А пока «люди жалуются, а «Нафтогаз» разводит руками».

Присоединение без согласия – возможность не платить за газ

По закону, переход к поставщику последней надежды происходит автоматически, если предыдущий не может выполнять свои обязанности (обанкротился или нет газа). Это «аварийный» случай, а потому, чтобы потребители не сидели без газа, такой поставщик подхватывает их без вопросов.

А вот, для того чтобы перейти от поставщика последней надежды к новому поставщику газа, с ним следует подписать заявление на присоединение. Это ключевой момент: человек юридически оформляет свои отношения с компанией.

Так, например, было летом 2021 года, когда компания «Азовгаз» (работавшая в Мариуполе и соседних территориальных общинах) прекратила поставки газа своим клиентам. Ее потребители сначала попали в ППН, а затем заключали соглашения с другими поставщиками.

На этот раз у людей согласия не спрашивали. Бытовых потребителей, которые на 8 июня находились в Реестре потребителей поставщика последней надежды, перенесли в Реестр потребителей ООО «ГК «Нафтогаз Украины». Оператор ГТС Украины сделал это, руководствуясь приказом Минэнерго №198 от 8 июня 2022 года.

Также «Нафтогазу» разрешили не предоставлять информацию о заявлении-присоединении к условиям договора поставки природного газа бытовым потребителям.

«Это упростило переход к новому поставщику, разрешив автоматическую регистрацию потребителя без предоставления информации о заявлении-присоединении к условиям договора поставки природного газа бытовым потребителям», – пояснили в ОГТСУ.

Но здесь возникают правовые последствия. По закону потребитель становится клиентом поставщика, подписав заявление на присоединение или уплатив за услугу. Потребитель, не ставивший своей подписи на соглашении о присоединении, вообще может не знать, что у него сменился поставщик. Теоретически люди могут вообще не платить «Нафтогазу», потому что будут настаивать, что не давали согласия стать его клиентом.

И если «Нафтогаз» будет судиться с людьми, то без заявления о присоединении компания не сможет доказать суду, что это ее клиенты. А если человек не является клиентом, то что он виноват? Для государства автоматический перевод потребителей, не знающих, что у них есть отношения с «Нафтогазом», будет означать прямые убытки в большом размере.

Так, собственно, и произошло в мае: люди заплатили газсбытам, а только через месяц «Нафтогаз» объявил, что с 1 мая 8,8 млн домохозяйств обслуживаются поставщиком последней надежды.

Если учесть юридическое несовершенство процедуры перевода и запрет отключать должников до прекращения или отмены военного положения, фактически это безысходная для «Нафтогаза» ситуация. Возможно, через некоторое время нас будет ожидать решение Верховной Рады, которая «простит всем и все» – но за такую щедрость заплатят все украинцы, ведь бюджет наполняется нашими налогами.

«Главком»

Читайте также: