Не торопитесь платить за газ! Что нужно знать 9 миллионам потребителей
Дождитесь платежок от нового поставщика – ГК «Нафтогаз Украины»
Почти 9 миллионов домохозяйств, которые были клиентами газсбытов (большинства в Украине, но не всех!), не нужно спешить с оплатой за потребленный в июне газ. Таким потребителям нужно дождаться платежей от нового поставщика. «Главком» объясняет, что произошло.
С 1 мая все домохозяйства, до этого покупавшие газ не у НАК «Нафтогаз Украины», а у облгазсбытов, которые работали под брендом «Твой Газсбыт», который связан с Дмитрием Фирташем, были автоматически переведены к так называемому поставщику «последней надежды» (ППН). Его функции выполняет Газоснабжающая компания «Нафтогаз Украины» – дочь НАК «Нафтогаз Украины».
Но потребителям никто об этом не сообщил, поэтому большинство домохозяйств заплатило за май предыдущему поставщику (облгазсбыту). Следовательно, деньги пошли не туда, а потому, скорее всего, людям скоро начнут поступать сообщения от «Нафтогаза» о долгах. Придется также побороться за то, чтобы облгазсбыт вернули деньги потребителям. О том, как это сделать, – речь пойдет дальше.
Учитывая, что «Нафтогаз» задерживает платежки, потребители озабочены возможным ростом цены газа, ведь подобные истории уже случались. «Главком» писал о том, как переведенные (осенью 2021 года) в ГК «Нафтогаз» потребители получали платежи вдвое выше, чем остальные украинцы. Были даже случаи вмешательства коллекторских служб в данную ситуацию. Но во время войны правительство обещает украинцам неизменный тариф, несмотря на резкий рост стоимости энергоносителей на европейских газовых биржах.
В газоснабжающей компании «Нафтогаз» также уверяют, что «новые клиенты будут получать услуги по одной из самых выгодных цен на рынке – 7,96 грн/куб. м (с НДС, без стоимости транспортировки). С 1 мая 2022 года в реестр клиентов ГК «Нафтогаз Украины» включено 8,8 млн украинских домохозяйств», которые получали газ от 17 поставщиков под брендом «Твой Газсбыт» и ООО «Одессагаз – Снабжение» и производили оплаты через сайт 104.ua. Теперь потребители должны получить счета за май от ГК «Нафтогаз Украины», но до сих пор их нет.
- в личном кабинете на my.gas.ua (номер лицевого счета можно получить на сайте, в чате или в контакт-центре);
- в чате Gas.uа у Viber, Telegram и NaftogazGasSupply в Facebook Messenger;
- «Укрпочтой» после 20 числа текущего месяца, только в тех регионах, где отсутствуют активные боевые действия.
Задержка с платежками «Нафтогаз Украины» объясняет тем, что компания «не владела информацией о прекращении газоснабжения почти 9 млн украинских домохозяйств и получила эту информацию после 10 июня 2022 года, то есть уже во время формирования счетов за потребленный газ в предыдущем периоде.
«Решение о подключении к реестру новых клиентов «Нафтогаза» принял Оператор газотранспортной системы Украины (ОГТСУ)», – сообщили «Главкому» в «Нафтогазе».
О том, как вернуть деньги за уплаченный в мае газ предыдущему поставщику читателям «Главкома», объясняет заместитель председателя «Ассоциации поставщиков энергоресурсов Евгений Нацвин-Степанов.
Как владельцу лицевого счета, у которого изменился поставщик, вернуть переплату или по ошибке уплаченные за май средства?
Если средства были оплачены на счет поставщика по ошибке, или на счете сформировалась переплата – потребитель может обратиться к своему предыдущему поставщику с письменным заявлением на возврат этих средств. Заявление может быть написано в произвольной форме, но обязательно должно содержать ФИО, место жительства гражданина, суть заявления, дату и подпись (образец заявления можно попросить у поставщика).
Вместе с заявлением необходимо предоставить копию паспорта, идентификационного кода, квитанции об ошибочной оплате и банковской справке с реквизитами карточного счета. Банковскую справку можно легко сформировать автоматически в мобильном приложении банка, обязательно должна содержать номер счета в формате IBAN.
Преимущественно заявления предоставляются при личном обращении клиента к поставщику, некоторые поставщики пошли навстречу клиентам и принимают их обычной или электронной почтой (фотокопию). Есть ли такая опция – рекомендуем уточнять у конкретного поставщика.
За какой период должны быть возвращены средства?
Согласно пункту 24 раздела III Правил поставки природного газа определено, что «в случае переплаты сумма переплаты засчитывается в счет оплаты на следующий расчетный период или возвращается на текущий счет потребителя по его письменному требованию в течение пяти рабочих дней после получения такого требования».
В связи с военным положением и крайне низким уровнем платежей населения за газ сроки решения этих вопросов объективно могут быть более длительными.
Важно понимать, что к поставщикам, которые покупали газ у поставщика компании «Нафтогаз Трейдинг» до 30 апреля 2022 года, применялся такой механизм обеспечения выполнения договора как «договорное списание». То есть, когда оплата за газ от потребителей поступала на счет поставщика, то по определенному алгоритму она перечислялась на счет оптового продавца ресурса.
Поэтому, учитывая, что уровень платежей бытовых потребителей с начала войны упал до 55%, можно предположить, что переплата одних потребителей была списана со счетов «Нафтогазом» как оптовым продавцом ресурса. Скорее всего, возврат переплат может быть усложнен, если его решению не будут способствовать Минэнерго и государственный регулятор (НКРЭКУ).
На сайтах облгазсбытов (сервисы 104.UA) больше не печатают показатели счетчиков газа за май, исчезла услуга «обратной связи», также прекратили печатать информацию об объемах потребления газа с мая, хотя потребители эти показатели передавали…
Относительно оплаты за потребленный газ – на сегодня в онлайн-сервисах 104.ua доступны данные о начислениях за потребленный газ до 1 мая 2022 года и обо всех имеющихся расчетах до текущей даты. Счет на оплату за потребленный газ в июне могли скачать в онлайн-сервисах 104.ua только те потребители, у которых остался долг перед предыдущим поставщиком на 30 апреля 2022 года.
Функция передачи показаний счетчика и оплаты за услугу распределения в онлайн-сервисах 104.ua работает, как обычно, поскольку смена поставщика никак не отражается на отношениях потребителя с Оператором ГРМ.
В чем причина смены поставщика?
Предпосылки для сложившейся ситуации создал Кабинет министров. 29 апреля было принято постановление №489, которым Кабмин утвердил Положение о ППН на рынке природного газа и возложил на «Нафтогаз Украины» обязанность поставлять газ поставщикам для нужд населения. Но в этом постановлении к поставщикам газа для нужд населения выдвинуты вообще нереалистичные условия, которые невозможно выполнить при любых обстоятельствах. Критерии, выписанные в постановлении Кабмина, создают значительные риски поставки газа населению. В частности:
- Положение о ППН предусматривает применение параллельно обоих видов «обеспечения исполнения договора поставщиком» – договорного списания и банковской гарантии, для реализации которых требуются миллиарды гривен свободных средств, что должны быть у поставщиков и которых у них в таких размерах нет. Весь прошлый год цена газа для населения была ограничена искусственно из-за резкого роста цен на газ в мире. Поэтому большинство поставщиков работали в убыток.
- Положение о ППН требует, что задолженность поставщика перед НАК «Нафтогаз Украины» не может вырасти более чем на 10% стоимости приобретенного газа. Это требование также невозможно выполнить, ведь с начала военной агрессии России против Украины уровень расчетов населения за газ снизился до 55%.
- Положение ППН требует от поставщиков покрытия до 15 июня 2022 года задолженности прошлых периодов, возникшей из-за несовершенного регулирования отрасли. Урегулирование этих долгов не может быть осуществлено без внесения изменений в Закон №1639.
В течение апреля – мая все поставщики обращались в ООО «Нафтогаз Трейдинг» (отвечает за реализацию газа в рамках Группы «Нафтогаз») по реализации ресурса для обеспечения потребностей населения, но получили отказ. ООО «Нафтогаз Трейдинг» настаивает на выполнении нами всех требований Положения о ППН, которые являются объективно невозможным.
Мы считаем, что пока идет военная агрессия России против Украины, любое ужесточение требований к поставщикам или изменение правил на рынке газа недопустимы. Тем более, если поставщик в течение длительного времени добросовестно выполнял свои обязанности перед клиентами и перед «Нафтогазом», как оптовым поставщиком газа.
Мы видим значительные риски в том, что «поставщик последней надежды» (ППН) никогда не работал с таким большим количеством клиентов, у него нет ни достаточной сервисной инфраструктуры, ни достаточного количества менеджеров для обслуживания такого количества клиентов. Неготовность ППН к работе с таким количеством бытовых клиентов может повлечь за собой рост социального напряжения в регионах.
Что происходит с поставщиками, которые потеряли бытовых клиентов?
Поставщики, работающие под брендом «Твой газсбыт», не прекращают деятельность на рынке поставок газа для юридических лиц. Введенные Кабмином ограничения в сегменте поставок газа населению никак не влияют на работу поставщиков в бизнес-сегменте. Ведь несмотря на военное положение, в Украине продолжает функционировать рынок энергоресурсов.
Наталка Прудка, «Главком»