Пенсионное удостоверение сгорело, кормилец погиб. Минсоц объясняет, как возобновить выплаты
Несмотря на войну, государство гарантирует пенсионные выплаты всем гражданам
Правительство во время войны своевременно выплачивает назначенные пенсии и обещает не уменьшать их в 2023 году. Размер выплат в следующем году даже увеличится на 5% в соответствии с тем, как в декабре вырастет прожиточный минимум. Об этом сообщила министр социальной политики Оксана Жолнович. Она добавила, что люди на деоккупированных территориях уже имеют право и возможность получить все ранее назначенные выплаты.
Важный момент: пенсии не перечисляют работающим пенсионерам. А неработающим выплаты периодически перечисляются из-за роста прожиточного минимума или минимальной заработной платы.
В проекте бюджета на 2023 год правительство заложило на пенсии 233 млрд грн с учетом индексации. Количество получателей пенсии в Украине – почти 10,8 млн человек, из которых более 500 тыс. выехали за пределы государства. Кроме того, все, кто пострадал от российской агрессии, могут получить государственную, волонтерскую и международную помощь через сайт «eДопомога».
Куда обращаться, если ваше жилье разрушено, а пенсионное удостоверение, другие документы потеряны? Самое простое – оформить заявку на разрушенное жилье в приложении «Дия». Пенсионное удостоверение можно восстановить с помощью электронных ресурсов. Гораздо сложнее переоформить пенсию погибшего мужа или жены на членов семей, ведь ни свидетелей, ни документов, свидетельствующих о смерти, под непрерывными обстрелами раздобыть практически невозможно.
За разъяснениями «Главком» обратился к министру социальной политики Оксану Жолнович. Надо признать: к сожалению, Минсоцполитики часто опирается на законы двадцатилетней давности, не учитывающие экстраординарные трагические обстоятельства войны.
Как действовать лицу, потерявшему документы о пенсии и другим социальным выплатам на территориях, где больше не работают местные органы власти?
Если ваше пенсионное удостоверение было потеряно или стало непригодным для пользования, или вам назначен другой вид пенсии, или изменились обстоятельства осуществления опеки и попечительства (изменился законный представитель, или он освобожден от полномочий, восстановлена гражданская дееспособность получателя пенсии и т.п.), по вашему заявлению выдается новое удостоверение. Лица, которым уже была назначена пенсия, должны подать заявление в Пенсионный фонд на изготовление пенсионного удостоверения. Подать заявление можно:
- в территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения лица на учете как получателя пенсии;
- в личном кабинете через вебпортал электронных услуг Пенсионного фонда (portal.pfu.gov.ua), раздел «О пенсионном обеспечении». Но сначала необходимо авторизоваться на вебпортале, сделать это можно с помощью «Дия.Подпись», если у вас отображаются биометрические документы в этом приложении. Можно также авторизоваться с помощью средств встроенной системы электронной идентификации id.gov.ua, в т.ч. с использованием технологии;
- или с помощью мобильного приложения «Пенсионный фонд» в разделе «К ПФУ – Коммуникации в ПФУ – Заявление на изготовление пенсионного удостоверения».
Может ли жена получить часть пенсии погибшего (после 24 февраля 2022 года) мужчины, если нет свидетельства о его смерти из-за того, что в разрушенных россиянами регионах не функционируют органы власти, не работает похоронная служба, часто родственники даже не знают, где похоронен человек? Куда обращаться?
Согласно статье 52 закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» сумма пенсии, принадлежавшая умершему пенсионеру, выплачивается членам его семьи, проживавшим вместе с пенсионером на день его смерти. В том числе сумма пенсии выплачивается нетрудоспособным членам семьи (указано в части второй статьи 36 этого закона), которые находились на его содержании, независимо от того, проживали они вместе с умершим пенсионером или не проживали.
В случае отсутствия медицинского заключения о причине смерти или отсутствии медицинской справки, в которой констатируется факт смерти и невозможности предоставления данных документов в отдел государственной регистрации актов гражданского состояния для проведения государственной регистрации смерти, дело об установлении юридического факта смерти решается в судебном порядке (приказ Министерства юстиции Украины «Об утверждении Правил государственной регистрации актов гражданского состояния в Украине» от 18.10.2000 г. № 52/5, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 18.10.2000 г. за № 719/4940).
Члены семьи должны обратиться за выплатой суммы пенсии погибшего пенсионера в течение шести месяцев со дня открытия наследства, то есть после того, как наследник подал заявление о принятии наследства в государственную нотариальную контору. В случае обращения нескольких членов семьи, имеющих право на получение суммы пенсии, причитающаяся им сумма пенсии делится между ними поровну.
В случае отсутствия членов семьи, указанных в части первой статьи 52 закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», или в случае не обращения ими за выплатой указанной суммы в установленный частью второй настоящей статьи срок, сумма пенсии, принадлежавшая пенсионеру и осталась недополученной в связи с его смертью, входит в состав наследства.
Какой алгоритм действий для лица, достигшего пенсионного возраста, но не может оформить пенсию из-за того, что в разрушенных городах не функционируют органы власти?
Право человека на обращение за назначением пенсии обеспечивается независимо от места нахождения.
Согласно «Порядку представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий» в соответствии с законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (Порядок утвержден постановлением правления Пенсионного фонда 25.11.2005 №22-1), заявление о назначении пенсии подается заявителем в территориального органа Пенсионного фонда Украины через структурное подразделение, осуществляющее прием и обслуживание лиц (далее – сервисный центр). Заявление о назначении пенсии может быть подано в любой сервисный центр.
Кроме того, заявление о назначении пенсии может подаваться заявителем вместе со сканированными копиями документов, которые соответствуют оригиналам документов (должны содержать четкое изображение полного состава текста документа и его реквизитов), можно подать через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда с использованием квалифицированной электронной подписи (КЭП/ЭЦП) или электронной системы BankID в соответствии с Положением об организации приема и обслуживания лиц, обращающихся в органы Пенсионного фонда Украины, утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 30.07.2015 № 13-1, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18.08.2015 года под № 991/27436.
Будет ли возобновлена выплата пенсии тем лицам, которым прекратили выплачивать из-за неполучения назначенной пенсии в течение шести месяцев подряд? Что нужно сделать пенсионеру, чтобы возобновить выплату?
Возобновление выплаты пенсии осуществляется по решению территориального органа Пенсионного фонда в течение 10 дней после выяснения обстоятельств и наличия условий для возобновления выплаты (соответственно части второй статьи 49 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Выплата пенсии возобновляется в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 35 и статьей 46 настоящего Закона).
Наталка Прудка, «Главком»