Обязательный техосмотр автомобилей в Украине: быть или не быть
Новый автомобиль должны впервые проверять через четыре года после первой регистрации, все остальные автомобили – каждые 2 года
В кругах украинских автомобилистов ходят слухи о введении обязательного технического осмотра легковых автомобилей уже с января 2023 года. Что происходит на самом деле и к чему готовиться украинским водителям – рассказали эксперты Института исследований авторынка.
Обязательный техосмотр в Украине точно будет
Для вступления Украины в Европейский Союз наша страна должна ввести основные, унифицированные для всех стран-членов стандарты. Все директивы и сроки их внедрения прописаны в соответствующем плане мер, утвержденном Кабмином.
Среди прочего несколько пунктов касаются введения обязательного технического осмотра в соответствии с Директивой 2014/45/ЕС, которая описывает общие требования к процедуре во всех странах-членах ЕС. То есть это общеевропейская практика – там нет страны, где обязательный технический осмотр отсутствовал бы.
Положения, касающиеся обязательного технического осмотра, описаны в пунктах 1797, 1798 и 1800. В их пределах следует разработать механизм проведения обязательной проверки пригодности колесных транспортных средств к эксплуатации, правила обучения и экзаменования экспертов, порядок работы соответствующих учебных центров, предложить законопроект и обсудить его с экспертами ЕС. При этом речь идет не только об автомобилях, пересекающих границу со странами Евросоюза, а обо всех транспортных средствах, зарегистрированных в Украине.
Поэтому, как говорят специалисты, техническое освидетельствование в Украине точно введут, вопрос только, в каком виде и когда.
Кто будет проверять автомобили?
Европейская практика проведения техосмотра подразумевает проверку автомобилей на специализированных станциях, предназначенных исключительно для этой процедуры. То есть это не классические станции технического обслуживания, занимающиеся ремонтом машин. В Германии, например, регулярный технический осмотр проводит известная группа компаний TÜV, в Польше вообще функционирует свободный рынок – станции принадлежат разным владельцам и конкурируют между собой.
Каким будет конечный вариант законопроекта об обязательном техническом осмотре, пока не известно. Однако, скорее всего, в Украине его будут проводить частные компании, имеющие соответствующее оборудование и квалифицированных экспертов – к примеру, те, которые уже сегодня проводят техосмотр коммерческих транспортных средств и сертификацию «свежепригнанных» машин.
Что будут проверять
При проверке технического состояния будут проверяться элементы, влияющие на безопасность и экологию. В частности, тормозная система, рулевой механизм, осветительные приборы, колеса, ходовая часть и другие основные узлы и агрегаты. А также будут фиксировать пробег автомобиля в едином реестре транспортных средств.
При этом будут проверять машины по действующим на момент ее изготовления стандартам. То есть, от автомобиля 1986 года выпуска потребуют соблюдения стандартов именно 1986 года: машина просто должна быть исправна. Никто не потребует установки каталитического нейтрализатора на этот автомобиль. Однако, если конструкцией он предусмотрен, а по факту удален, у вас могут быть проблемы.
Периодичность обязательного техосмотра
Нормы Евросоюза устанавливают минимальные сроки проведения обязательного техосмотра. Новый автомобиль должны впервые проверять через четыре года после первой регистрации, все остальные автомобили – каждые 2 года. Однако каждая из стран-членов ЕС имеет право проводить техническое освидетельствование чаще. К примеру, в Польше частные легковушки проверяют ежегодно.
Дополнительно, по собственному усмотрению, каждая из стран имеет право обязать владельцев авто проходить техосмотр вне очереди: после серьезных ДТП, во время которых были повреждены элементы безопасности авто; если автомобиль был модифицирован или переоборудован; при смене владельца машины, и когда пробег превысил 160 тысяч километров.
Ретро-автомобили, получившие такой статус в соответствии с действующими процедурами, в большинстве стран ЕС освобождены от обязательного технического осмотра.