Как штамм «Дельта» поражает детей. Интервью с врачом-инфекционистом Сергеем Крамаревым
«Вакцинировать надо больше взрослых, тогда дети будут болеть меньше»
В Украине новая, уже традиционная с приходом осени, волна коронавируса. На прошлой неделе количество выявленных больных за сутки превышала шесть тысяч.
Похоже, ситуация развивается по сценарию, который озвучивал в интервью «Главкому» экс-заместитель министра здравоохранения, медицинский аналитик Павел Ковтонюк. «Особенностью этого варианта коронавируса («Дельта» – «Главком») является то, что заболеваемость будет нарастать очень быстро, а после достижения пика так же быстро пойдет на спад. Я думаю, нас такое развитие событий ждет в середине сентября», – говорил он.
Однако стремительное увеличение заболеваемости на коронавирус в Украине – не единственная плохая новость. По информации НАН, в Украине впервые за всю пандемию доля больных на Covid-19 детей достигла 10% от общего количества больных.
Заведующий кафедрой детских инфекционных болезней Национального медицинского университета им. А. Богомольца, профессор, внештатный советник Министерства здравоохранения, детский врач-инфекционист Сергей Крамарев в интервью «Главкому» рассказал, почему дети стали чаще болеть, действительно ли штамм «Дельта» опасен для детей, а также дал советы относительно того, как родителям обезопасить детей.
В больнице, где вы работаете, чувствуется увеличение количества госпитализации детей?
Наша больница (Киевская городская детская клиническая инфекционная больница) – «ковидная». Да, дети у нас есть. Но какое-то количество госпитализации происходит уже второй год подряд! Во время вспышек, когда общее количество больных увеличивается, увеличивается и количество наших стационарных пациентов.
Летом, соответственно, случаев госпитализации было меньше. Да, сейчас несколько больше, но это не потому, что они больше болеют, а потому, что общее количество случаев увеличилось.
Теперь относительно 10%. Вообще-то, доля больных детей в Украине во время всей пандемии всегда была где-то на этом уровне. Я как-то считал: получил чуть больше 8%. Сказать, что ситуация как-то разительно меняется, не могу.
Если такая тенденция сохранится, то, по вашему мнению, будет достаточной защитой для детей вакцинация 80% учителей в педагогических коллективах каждой школы?
В процентах вам сейчас никто уверенно ничего не скажет. Сначала все думали, что с помощью вакцинации остановится пандемия, а оказалось, пандемию вакцинацией уже не остановишь. Вакцинированные болеют, коллективный иммунитет не сработал.
В то же время есть исследование, которое показало: каждые плюс 20% вакцинированных взрослых вдвое уменьшают заболеваемость детей. Поэтому, наверное, с этой точки зрения следует увеличивать объемы охвата прививками. Сейчас основная цель вакцинации – обезопасить группу риска, чтобы люди не попадали в больницу и не умирали.
Многие специалисты утверждают, что в прошлогоднем эпидсезоне благодаря таким средствам как маски, санитайзер, минимальные ограничения общения снизилась заболеваемость гриппом.
Однозначно, гриппа в прошлом году было значительно меньше.
Насколько важно вакцинироваться в этом году от гриппа?
Понимаете, массово от гриппа никогда не вакцинировали. Людям из группы риска очень советую сделать прививку от гриппа, потому что никто не знает, как будет протекать эпидсезон в этом году. То есть в прошлом году грипп был, но все же гораздо меньше, чем обычно. Эти группы уже определены – дети, старше 65 лет, имеющие хронические болезни. Как будет в этом году, никто не знает.
Как в последнее время мир и Украина продвинулись в вопросе вакцинации детей от коронавируса? Речь, в частности, о детях младше 12 лет.
Не только в Украине, во всем мире пока в этом вопросе никто никуда не продвинулся. Есть определенные клинические исследования в Штатах. На Кубе, я читал, с двух лет вакцинируют. Но это все на уровне экспериментов. Думаю, раньше весны следующего года в мире этот вопрос не будет решен.
Израильский врач-реаниматолог Борис Бриль в интервью «Главкому» сказал, что в его стране новый штамм столь же опасен для маленьких детей, как и для 90-летних людей. Мы не можем знать, какие штаммы у нас будут ближе к зиме. Есть ли какой-то способ обезопасить детей, которых нельзя вакцинировать?
Повторюсь: надо вакцинировать более взрослых, тогда дети будут меньше болеть. Плюс – не стоит забывать о ношении масок, мытье рук, использование санитайзера, соблюдение дистанции и тому подобное. Другого способа нет.
Медики пишут, что для «Дельты» характерны симптомы кишечного расстройства. Можно ли его отличить в начале от, скажем, ротавируса? Когда родителям обращаться к врачу и прекратить самолечение?
Действительно, есть формы Covid-19, которые проявляются как кишечная инфекция. Поэтому на первых порах отличить одно от другого невозможно. Но есть определенные маркеры: допустим, контакт с больным ребенком накануне проявления симптомов. Здесь надо уже задуматься: не оно ли это? Если же никаких контактов или других маркеров не было, то исключить это невозможно. Всех подряд, у кого понос, не тестируются на коронавирус.
Наталья Сокирчук, «Главком»