Банкам разрешили не обслуживать нервных клиентов

Регулятор опубликовал индикаторы для понимания рисков легализации доходов, полученных преступным путем

В связи с введением в действие 28 апреля 2020 года новых требований законодательства по вопросам финансового мониторинга банки теперь обязаны в своей деятельности применять риск-ориентированный подход для оценки и понимания рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Об этом свидетельствуют данные постановления НБУ №65 «Об утверждении Положения об осуществлении банками финансового мониторинга».

НБУ ранее обнародовал новое положение об осуществлении банками финансового мониторинга, которым, в частности, установлено индикаторы подозрительности финансовых операций.

Индикаторы, которые касаются деятельности или поведения клиента:

  • не может внятно объяснить, в чем заключается его деловая деятельность (характер деятельности);
  • непредоставление информации, необходимой для надлежащей проверки, или предоставление неполной или сомнительной информации, которую сложно проверить;
  • невозможно связаться с клиентом по предоставленной им адресу или номеру телефона и электронной почте (особенно в короткие сроки после предоставления такой контактной информации);
  • клиент имеет большое количество счетов или платежных карточек, потребность в которых не понятна или не соответствует его бизнес-потребностей;
  • клиент нервничает без видимых причин или проявляет нетипичную поведение;
  • клиент демонстрирует необычную заинтересованность в требованиях законодательства в сфере финансового мониторинга и внутренней системы финансового мониторинга банка;
  • клиент отменяет проведение запланированной финансовой операции после того, как банк спросил у него соответствующие подтверждающие документы или разъяснения;
  • клиент настаивает на срочности проведения финансовой операции, демонстрируя нервное поведение, без наличия очевидных на то оснований;
  • клиент предлагает деньги, подарки или иной вид благодарности работнику банка за проведение финансовой операции необычным или подозрительным способом;
  • счетами нескольких клиентов, между которыми нет логически объяснимых взаимосвязей, управляет один и тот же представитель;
  • подавая заявку на получение платежной карты по почте, клиент указывает адрес, который неизвестна банка;
  • клиент постоянно настаивает на обслуживание у одного работника банка и тому подобное.

Напомним, новый закон о финмониторинге было принято в конце 2019 и вступил в силу с 28 апреля 2020 года. В частности, он увеличивает до 400 тыс. Гривен размер суммы финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, а количество признаков таких операций уменьшает с 17 до четырех (операции политически значимых лиц и их семей; переводы за границу, операции с наличными, операции с банками / участниками из стран, которые не выполняют рекомендации FATF).

Для обычных граждан одним из основных нововведений стал запрет на пополнение карточек через терминалы более чем на 5000 гривен без идентификации клиента.