Экс-председатель Совета НБУ объяснил украинцам, почему печать денег – это не плохо
Данилишин объяснил, чем нужно закрывать дыру в бюджете
Эмиссию денежных средств, несмотря на дискредитацию в медиапространстве, можно рассматривать как потенциальный источник финансирования дефицита госбюджета. Об этом в интервью «Главкому» рассказал экс-министр и экс-председатель Совета НБУ Богдан Данилишин.
«Ассоциировать эмиссию с абсолютным злом – неправильно. Эмиссия центрального банка – это возвратное, а не безвозвратное финансирование. Она осуществляется через приобретение ОВГЗ (военных облигаций) Национальным банком. В макроэкономической плоскости отсутствует большая разница между кредитным ресурсом банков и эмиссионным ресурсом центрального банка. Оба канала формируют дополнительный поток средств, который в специфических обстоятельствах (например, в условиях значительного падения спроса) не генерирует чрезмерные дисбалансы, если осуществляется в ограниченных объемах», – пояснил Данилишин.
По словам экс-министра, из мировой практики известны нередкие примеры применения эмиссионного финансирования во время войны без существенных негативных последствий для экономики. В частности, речь идет о США в 1941-1945 годов, Израиле в 1967-1970 годов и даже Украине в 2022 году.
«Конечно, если каждое медиа (а также сам Нацбанк) будет рассказывать о критичном ущербе денежной эмиссии, тогда это будет формировать негативные ожидания и сохранить стабильность будет тяжело», – говорит экс-председатель Совета НБУ.
Как пояснил Данилишин, в банковской системе на ноябрь 2023 года свободная ликвидность составляет около 700 млрд грн.
«Достаточно принять ряд простых решений в области монетарной политики – и банки станут заинтересованы инвестировать свободные средства в финансирование дефицита государственного бюджета. Прежде всего, речь идет о снижении процентных ставок до уровня, адекватного показателям инфляции и экономического роста».
По мнению экс-министра, еще одним способом погасить дыру в госбюджете есть покрытие за счет мобилизации внутренних ресурсов.
«Другим потенциальным ресурсом внутренних заимствований для бюджета есть валютные ОВГЗ. Сейчас во внебанковском обращении находится $116 млрд наличной иностранной валюты. Кроме того, внешние активы банков составляют почти $14 млрд, подавляющая часть которых пассивно хранится на текущих ностросчетах (корреспондентских счетах, открываемых банком в другом банке) в иностранных банках. Потенциально эти средства могут быть привлечены в валютные правительственные ОВГЗ», – говорит Данилишин.
Как отмечает экс-председатель Совета НБУ, если перечисленные меры будут недостаточными или неприемлемыми по определенным соображениям, то единственным вариантом останется лишь сокращать государственные расходы.
«Однако эту опцию я считаю крайне нежелательной. Оборонные расходы должны оставаться неприкосновенными по понятным причинам, а отраслевые еще в 2022 года были максимально оптимизированы. Есть направления расходов, связанные с проведением структурных и институциональных реформ, сокращение которых также проблематично, поскольку от них зависит как получение будущей помощи, так и производительность национальной экономики», – рассказал экс-председатель Совета НБУ.
Тем не менее Данилишин считает, что риски для бюджета присутствуют, однако контролируются.
«Ресурсы в экономике есть, просто нужна адекватная экономическая политика для их мобилизации. В то же время, я настроен оптимистично и убежден, что проблемы с внешним финансированием фискального дефицита будут решены», – подчеркнул экс-министр.
Напомним, Национальный банк Украины принял решение с 27 октября снизить учетную ставку с 20% до 16% годовых. Таким образом, Нацбанк сравнил учетную ставку со ставкой по депозитным сертификатам (ДС) овернайт.
Ранее мы сообщали, что за 2023 год Украина получила 404,9 млрд грн в виде грантовой поддержки. Больше всего средств предоставили США.
К слову, недавно Рада приняла госбюджет на 2024 год.