Когда будете возвращаться домой? Украинские беженцы в Польше дали честный ответ
Беженцы готовы возвращаться в Украину, если ситуация с продвижением ВСУ станет лучше
Украинцы, которые из-за войны выехали в Польшу, ждут освобождения своих городов. Говорят, как только ВСУ будут иметь успех на их направлении, они сразу вернутся в Украину. Далеких планов по жизни в Польше они не строят. Об этом пишет «Общественное радио».
По словам директора Центра экономического восстановления, советника премьер-министра Кирилла Криволапа, за границей находится около восьми миллионов украинцев, три из которых являются трудовыми мигрантами, выехавшими еще до полномасштабного вторжения. 11% из выехавших из-за войны говорят, что точно вернутся.
Одним из тех, кто ждет освобождения своего города, является Алексей из Луганщины. Он рассказал «Общественному радио», что если ситуация с опасностью сложится так, что они смогут переехать в родной город, то будут среди первых, кто вернется для того, чтобы его восстанавливать.
«Мы так решили. Во-первых, мы хотим восстановить то, что было потеряно, восстановить то, что, к сожалению, было разрушено. Будем стараться найти свое место в восстановлении нашего города. Я надеюсь, что это место найдется», – говорит Алексей.
Мужчина понимает, что достаточно благоприятная ситуация будет еще не скоро, ведь даже в случае деоккупации населенного пункта на разминирование Луганщины уйдут годы.
«Ходить в лес, я так думаю, в Луганской области лет 10 не придется. Но понимаешь, очень хочется домой. Будем на лес издали смотреть», – объясняет мужчина.
А пока Вооруженные силы Украины сражаются за Алексееву Луганщину, они с женой продолжают работать, донатить и изучать жизнь в Польше, отмечает «Общественное радио». Однако, по словам мужчины, большинство тех, кто уехал в Польшу, хочет там остаться. И после войны, когда мужчины смогут уехать за границу, многие из них тоже переедут к своим женщинам и детям, которые на тот момент хорошо интегрируются в местные общины.
Екатерина Горячко из Северодонецка рассказала журналистам, что не может прийти с супругом к согласию о намерении вернуться в родной город, потому что он не понимает не только, сколько времени понадобится на деоккупацию региона, но и на то, чтобы он был относительно безопасен для гражданских.
«Я кричу: «Как только-только – я поеду». А он спрашивает меня: «Зачем? Что ты там хочешь увидеть? Что там ничего нет?» Я говорю: «Это принципиальный вопрос. Понимаешь?». Он не понимает, зачем целенаправленно ехать и себя травмировать», – добавляет Екатерина.
Супруги сейчас живут в польском Щецине. И хотя Екатерина с мужем для себя определили, что в ближайшие четыре года, пока дочь учится в техникуме, они никуда из Польши не переедут, женщина настроена уехать в Северодонецк после деоккупации.
«Я хочу домой. Но если я хочу домой, то и все поедут. Я это знаю», – говорит она.
К слову, с начала полномасштабной войны России против Украины, с 24 февраля 2022 года, за границу уехали и не вернулись 2,4 млн украинцев. Об этом сообщает платформа «Опендатабот».
За шесть месяцев 2023 года из Украины выехало 8,2 млн граждан, а въехало – 7,97 млн. Такая разница – 230 тыс. человек – почти в 11 раз меньше показателя первого полугодия в прошлом году. Так, тогда Украину покинуло на 2,62 млн человек больше, чем въехало. Во втором полугодии 2022 года люди все же активнее возвращались в Украину – тогда прибыло на 149 тыс. граждан больше, чем уехало.
С начала полномасштабной войны разница между выехавшими и въехавшими в Украину составила 2,7 млн человек. Большая часть из них – 2,4 млн – граждане Украины, остальные – иностранцы. Интересно, что в марте и апреле текущего года количество украинцев, вернувшихся на Родину, превышало количество выезжавших. Но уже с мая 2023 года ситуация изменилась в противоположную сторону – как раз в период начала летних отпусков.
Напомним, украинские дети отказываются уходить в польские школы. Сын украинки в Польше отказывается идти в школу из-за оскорблений и травли от одноклассников. По словам мамы, они пожелали, чтобы его отец погиб на войне. Но такие случаи не единичны. Об этом пишет польское издание TokFM.pl.
Елена из Киева проживает с сыном в Польше. Она и другие украинские беженцы начинают чаще сталкиваться с языком розни.
«Мой сын услышал от ребят, что было бы хорошо, если бы его папа – он на войне – погиб. Были и другие очень неприятные слова, которые я даже не хочу цитировать», – говорит женщина.
Украинка рассказывает, что теперь ее сын не хочет возвращаться в польскую школу с сентября, потому что боится, что снова станет жертвой буллинга. Ученики других классов также слышат неприятные в их адрес высказывания.