Министр агрополитики объяснил, следует ли допускать холдинги на рынок земли во время войны
Сольский сомневается, что у фермеров нет денег на покупку земли
С 2024 года покупать угодья сельскохозяйственного назначения смогут не только граждане как сейчас, но и юридические лица. Однако министр аграрной политики Николай Сольский считает, что спрос на землю даже с приходом холдингов не будет. Об этом говорится в материале «Главкома». «Торгуют все! Земельный рынок вступает в новую фазу».
Сольский отмечает, что все страхи по расширению списка покупателей земли с 2024 года являются надуманными спекуляциями.
«Напомню, что у нас юридические лица имеют право выкупа земли и сейчас, – говорит министр. – Право первоочередного выкупа имеет то юрлицо, которое арендует эту землю, но в результате компромисса, на который пошли во время принятия закона, реализовать это право оно может с 2024 года. А до этого этим правом должно уступить какому-нибудь физлицу, чтобы тот оформил землю на себя. В результате образовалась такая схема, что тот самый фермер, который арендовал землю через какое-то свое ООО и имел право приоритетного выкупа, уступал эту долю на себя как физлицо или каких-то своих родственников и таким образом постепенно выкупал», – подчеркнул министр аграрной политики.
Как говорит глава Минагро, подобная схема неправильна и создает проблемы для тех, кто хочет работать с соблюдением всех законов.
«Это, в принципе, неправильная схема, которая для многих, кто хочет работать полностью «в белую» и брать под эту землю кредитование, проблема. Потому что именно юридическое лицо ведет бизнес, имеет отчетность, на юрлицо выдается кредит», – объясняет Сольский.
Согласно статье 130-1 Земельного кодекса Украины, преимущественное право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения имеют:
а) в первую очередь – лицо, имеющее специальное разрешение на добычу полезных ископаемых общегосударственного значения, если согласно информации, полученной из Государственного земельного кадастра, такой земельный участок расположен в пределах участка недр, предоставленного такому лицу в пользование, кроме земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества (здания, сооружения), находящиеся в собственности лица, использующего земельный участок на праве собственности, аренды, эмфитевзиса, суперфиции, а также кроме земельных участков для садоводства;
б) во вторую очередь – арендатор земельного участка, который может реализовать такое право при отсутствии субъекта первой очереди или отказа субъекта первой очереди от реализации такого права.
Указанные лица могут в порядке, определенном частью пятой статьи 130-1 Земельного кодекса, передать свое преимущественное право покупки такого земельного участка другому лицу, которое в соответствии с законом может приобретать в собственность такой земельный участок.
Чиновник подчеркнул, что сейчас в Украине продается около 0,5% земли в год, в денежном выражении это примерно $70 млн за прошлый год.
«Когда кто-то говорит, что не успел купить землю за это время, это полный обман. Когда вводилась земельная реформа, был прогноз, что очень мало людей будут продавать землю. И он сбылся. Просто дело не в том, что кто-то не успел купить, а в том, что не было желающих продавать», – заметил Сольский.
Глава Минагро говорит, что затраты на рынок земли вообще не влияют на проблемы арендаторов.
«В прошлом году аграрии завезли в Украину новой техники на $1,4 млрд, при этом земли было продано всего на $70 млн. То есть весь рынок земли – это всего 5% от новой техники в самый тяжелый военный год. И это если не брать расходы, связанные с обработкой поля, на химию, на удобрения… То есть у нас рынок земли – это погрешность на уровне одной из этих затрат», – добавил глава ведомства.
Напомним, представители монобольшинства в Верховной Раде зарегистрировали законопроекты, предлагающие отложить открытие продажи земли для юридических лиц на несколько лет.
К слову, 1 июля 2022 года исполнился год, как в Украине заработал рынок земли. Министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Сольский заявил, что земельная реформа вывела из тени максимально все, что возможно сегодня рынок земли работает прозрачно и без коррупции.