Мобилизируют ли людей с инвалидностью? Комментарий военного адвоката
Если законопроект будет принят, то врачебно-консультативные комиссии (ВКК) столкнутся с излишней нагрузкой, издавая медицинские заключения об уходе за лицами с инвалидностью
Новые правила о мобилизации законопроекта № 10378, касающиеся людей с инвалидностью или имеющих родственников с инвалидностью, открывают целое поле для злоупотреблений со стороны ТЦК. Об этом заявил военный адвокат Роман Кичко в комментарии «Главкому».
Адвокат сосредоточился на анализе нормы об отсрочке для лиц, у которых женщина/мужчина или один из родителей имеют I, II группу инвалидности.
По его словам, ранее эта норма предусматривала, что право на отсрочку есть у всех лиц, которые имеют жену (супруга) из числа лиц с инвалидностью и/или одного из своих родителей или родителей супруги (супруга) из числа лиц с инвалидностью I или II группы. В июне 2023 года были внесены изменения: право на отсрочку сохраняется, если у такого лица с инвалидностью (отец/мать) нет других трудоспособных лиц, обязанных, согласно закону, их содержать.
«Как адвокат, могу смело сообщить, что ТЦК после этих изменений вообще начали все понятия приравнивать к содержанию, уходу, опекунству. Словом, появилось целое поле для злоупотреблений. Фактически, если были, например, сын и дочь у человека с инвалидностью, они потеряли право на отсрочку. В настоящее время указанную норму так называемую изменяют. Во-первых, убирают третью группу инвалидности супруги как основание для отсрочки. Во-вторых, отец/мать с инвалидностью I-II группы будут якобы выбирать, кто будет получать право на отсрочку. Для примера сын или дочь. Почему якобы? Потому что авторы проекта закона нечетко прописали изменения», – сказал юрист.
Правозащитник объяснил: если правительственный законопроект будет принят в предложенной редакции, то медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК) и врачебно-консультативные комиссии (ВКК) столкнутся с излишней нагрузкой, издавая медицинские заключения об уходе за лицами с инвалидностью.
Относительно применения ограничений к военнообязанным, нарушившим соответствующие правила военного учета, Роман Кичко обратил внимание: в законопроекте нет ни одного упоминания, что указанные меры будут применяться на основании решения суда. Только указано, что, по сообщению руководителя территориального центра комплектования и социальной поддержки, данные вносятся в реестр должников. Опасность в том, что руководитель ТЦК и СП будет подменять собой правоохранительные органы и суд: без судебного решения, без правоохранительных органов, будет самостоятельно определять, на какое лицо нужно наложить ограничения.
«Это критически опасная норма, поскольку проект не содержит положений, в соответствии с которыми будут проверяться основания и законность такой процедуры», – бьет тревогу адвокат.
Правозащитник напомнил, что и до этого некоторые представители ТЦК и СП злоупотребляли, например, вызовами военнообязанных через «Укрпочту».
«Лицо даже не знало, что такая повестка была. После того, как военнообязанный не явился за повесткой, ТЦК и СП по собственной инициативе, считая такую повестку врученной, передавало правоохранительным органам сведения, что такое лицо является «уклонистом». Это происходило в нарушение всех возможных норм законодательства», – напомнил Роман Кичко. И резюмировал: сейчас можно предусмотреть значительно большее количество судебных споров, жалоб, уголовных производств, излишней нагрузки на судебные и правоохранительные органы, если правительственный законопроект будет принят в таком виде.
Напомним, 25 декабря Кабинет министров внес в Верховную Раду законопроект об усовершенствовании проведения мобилизации и военного учета.
Так, правительство предлагает изменить призывной возраст с 27 до 25 лет. А еще – установить ограничение прав граждан, уклоняющихся от взятия на военный учет и прохождение военной службы.
Также Кабмин хочет усовершенствовать процедуру военного учета призывников, военнообязанных и резервистов.