На сколько хватит денег у России? Ответ аналитиков
Уровень бюджета РФ напрямую зависит от цены на российские энергоносители
С высокой вероятностью, дефицит бюджета РФ в этом году будет намного выше запланированных ₽3 трлн (или 2% ВВП), и может составить, по оценкам UIF, ₽5-6 трлн. Такие данные сегодня опубликовал украинский институт будущего.
От падения бюджета РФ могут спасти дополнительные действия, такие как девальвация рубля и/или повышение налогов. Однако где Россия возьмет ресурсы для покрытия дефицита?
По опыту 2022 года этим источником, с высокой вероятностью, может стать Фонд Национального Благосостояния (ФНБ), в котором аккумулировались ранее сверхдоходы от экспорта энергоресурсов. При этом ликвидная часть ФНБ на 1 февраля 2023 года составила ₽6,3 трлн.
Значит ли это, что деньги фонда могут закончиться уже к концу текущего или в начале 2024 года?
В начале февраля Минфин РФ обнародовал данные о федеральном бюджете за январь: всего доходы снизились по сравнению с январем 2022 года на 35% или на ₽733 млрд, в том числе нефтегазовые на ₽370 млрд и ненефтегазовые на ₽363 млрд.
Здесь кроются основные риски для бюджета РФ 2023 года. Если цена нефти будет ниже предусмотренной прогнозом Минэкономики $70 за баррель по ряду причин:
- влияние санкций Запада посредством потолка цен;
- рецессии мировой экономики, падение спроса и, как следствие, снижение цены на нефть;
- и того и другого вместе, то нефтегазовые доходы бюджета могут оказаться существенно ниже запланированных Минфином.
Если предположить, что среднегодовая стоимость российской нефти будет $50, то вместо запланированных ₽9 трлн, Минфин может получить лишь ₽6 трлн, а это значит, что дефицит бюджета уже может составить не ₽3 трлн.
Возвращаясь к январской статистике – снижение ненефтегазовых доходов, более показательных с точки зрения оценки внутреннего состояния российской экономики, Минфин объяснил изменением порядка возмещения НДС, которого якобы не было в январе 2022 года, и возмещением переплат налога на прибыль в предыдущие периоды.
То есть можно предположить, что ситуация здесь может выровняться в последующие месяцы, на что указывает и формулировка Минфина «в целом объем поступлений ненефтегазовых доходов по итогам января 2023 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 05 декабря 2022 года)».
Поэтому здесь остается только наблюдать в динамике последующих месяцев.
Расходы бюджета в январе выросли на 59% или на ₽1153 млрд по сравнению с январем годом ранее. Дефицит составил ₽1,76 трлн против профицита ₽0,125 трлн в январе 2022 года.
Что из этого следует:
- Делать выводы и оценки только исходя из данных одного месяца некорректно, как, собственно, и говорить о некоем надвигающемся коллапсе бюджетной системы РФ.
- С уверенностью можно утверждать одно – тенденция для России остается отрицательной.
- В 2022 года Россия стала бенефициаром энергетического кризиса и высоких цен на энергоресурсы. Но основные выгоды были получены в первом полугодии 2022 года, тогда Минфину удалось получить профицит бюджета 1,5 трлн и сформировать подушку безопасности. Во втором полугодии дефицит бюджета уже составил 4,8 трлн руб.
- В декабре 2022 года, когда начали действовать санкции на нефть, доходы бюджета от нефти упали на треть. Расходы в декабре выросли более чем на 2 трлн руб. сверх запланированных.
Отрицательно на бюджет РФ еще повлияют следующие факторы:
- Более низкие цены на нефть, чем предусмотрено бюджетом. Вероятность этого фактора достаточно высока ввиду того, что Запад выбрал тактику – не ограничивать физические объемы поставок российской нефти на мировой рынок, а ограничивать ее стоимость и соответственно доходы РФ.
- Рост военных расходов, что также вполне, вероятно, учитывая, что по факту сейчас идет война на истощение.
- Более слабый экономический рост, чем заложен в бюджет. Это зависит от того, как Россия сможет адаптироваться к санкциям на нефтепродукты.
С другой стороны, Россия может поддержать государственный бюджет, если произойдет рост НДС, повышение налога на прибыль для экспортеров сжиженного газа (хотя это уже предусмотрено бюджетом – соломка, которую подстелил себе Минфин), ожидаемое снижение выплат нефтеперерабатывающим заводам, инфляция и девальвация рубля.
С учетом всех вышеизложенных факторов и особенно фактора цен на нефть, можно предполагать, что дефицит бюджета в 2023 года может подняться до ₽5-6 трлн, что будет эквивалентно 3-4 % ВВП. Этот шаг имеет один очевидный минус для РФ – это инфляция, которая будет съедать доходы, сбережения (а значит и источник для инвестиций) и в конечном итоге приведет к еще большему обеднению населения.
Скорее всего, Центральный банк России будет сопротивляться излишней эмиссии, понимая серьезность всех рисков, но многие решения в РФ принимаются в административном порядке, поэтому такой сценарий вместе с умеренной девальвацией рубля кажется наиболее вероятным.
Напомним, что недавно «Главком» рассказал, сколько действительно стоят российские ракеты.