НАБУ возьмется за закупку подержанных польских автобусов во время войны
Восемь автобусов польского производства закупило коммунальное предприятие «Электроавтотранс» Ивано-Франковского городского совета
Высший антикоррупционный суд обязал уполномоченное лицо Национального антикоррупционного бюро зарегистрировать уголовное производство по факту закупки бывших в употреблении автобусов польского производства для города Ивано-Франковск. Об этом сообщает «Главком» со ссылкой на определение от 2 октября.
С соответствующей жалобой в суд обратилась Ивано-Франковская общественная организация «Защита-Е». В ней говорится, что еще в сентябре организация направила во львовское территориальное управление НАБУ заявление о преступлении. Речь шла о том, что директор коммунального предприятия «Электроавтотранс» Ивано-Франковского городского совета может быть причастен к совершению преступления при закупке у ООО «Современные грузовики» восьми подержанных автобусов польского производства.
Общественная организация утверждает, что коммунальщики приобрели автобусы по цене, в несколько раз превышающей рыночную; занизили показатели спидометров. Кроме того, есть признаки подделки сервисных книг транспортных средств. По оценке заявителей, сумма нанесенного ущерба составляет около 30 млн грн.
Однако НАБУ не внесло сведения об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований по заявлению общественной организации. Фемида не согласилась с этим, заявив: по закону следователь, дознаватель, прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления о преступлении, обязан внести сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование. Поскольку НАБУ этого не сделало, суд обязал антикоррупционное бюро зарегистрировать уголовное производство.
В разговоре с «Главкомом» руководитель ОО Защита-Е Руслан Мельник обратил внимание на подозрительные детали, связанные с закупкой польских автобусов.
«Нам попали в руки копии сервисных книг восьми автобусов. Из них следует, что указанные транспортные средства активно эксплуатировались до 2018 года. Однако уже на протяжении 2018-2023 годов отсутствует информация о пользовании этими автобусами. Также очень подозрительны показатели спидометра. К примеру, на одном из них указано 15 тыс. км пробега. Отдельно от имени нашей общественной организации было написано письмо польской фирме, которая пользовалась автобусами в 2016-2018 годах. Но поляки ничего не ответили», – подчеркнул общественный активист.
Мельник добавил, что сумма приблизительного ущерба (30 млн грн) взялась после мониторинга цен на аналогичную марку автобусов на европейских и польских интернет-сайтах. По его словам, стоимость такого автобуса составляет около 50 тысяч евро. Коммунальное предприятие «Электроавтотранс» заплатило за одну единицу 7,86 млн грн или около 196 тыс. евро.
Руководитель ОО «Защита-Е» отметил, что закупленные польские автобусы сейчас перевозят жителей Ивано-Франковска.
Добавим, что сам тендер стоимостью 62,88 млн грн состоялся 18 июля 2023 года. Коммунальное предприятие «Электроавтотранс» Ивано-Франковского городского совета избрало победителем ООО «Современные грузовики», которое до 24 августа 2023 года должно было поставить восемь подержанных автобусов Solaris Urbino производства фирмы Solaris Bus & Coach (Польша). Это автобусы 2016 года выпуска с пробегом 171-197 тыс. км. Стоимость одного транспортного средства – 7,86 млн грн.
Кроме этого, фирма «Торговый дом «Эталон Авто» жаловалась в Антимонопольный комитет на технические требования Ивано-Франковских коммунальщиков, которые считали дискриминационными. В частности, компания хотела предложить новые автобусы «Эталон А12221» производства «Черниговского автозавода», но они не проходили по ряду критериев. Поэтому фирма требовала разрешить новые автобусы, увеличить их высоту с 2990-3200 мм до 3250 мм, уменьшить емкость топливного бака с не менее 300 л до 160 л, убрать кондиционер салона, линию обнаружения пожара DAFO и подогрев и электрорегулировку двух внешних. хотела не менее одного наружного зеркала и не менее одного в салоне.
После жалобы в АМКУ заказчик внес изменения в тендерную документацию, открыв возможность поставки новых автобусов. Однако ООО «Торговый дом «Эталон Авто» не пришло на тендер, и ООО «Современные грузовики» получило подряд без конкуренции.
По данным аналитической системы Youcontol, киевское ООО «Современные грузовики» входит в группу семьи Ольги и Евгения Мещаниных. Компании группы работают в разных областях: торговля автомобилями, недвижимость, строительство, транспорт. Главный актив – автомобильный холдинг АВТЕК, являющийся официальным дилером грузовых автомобилей и спецтехники FORD TRUCKS, МАЗ, VOLAT; работает в сфере продаж автомобилей, автобусов, разнообразной спецтехники и запчастей; предоставляет гарантийное и послегарантийное обслуживание на официальных сервисных станциях по всей Украине.