Почему Европа заинтересована в беженцах из Украины: объяснение демографа
«Моя мечта – чтобы вернулась половина»
Европа очень заинтересована в украинцах как рабочей силе. Поэтому ждать, что европейские страны начнут массово вытеснять украинцев не стоит. Такое мнение в интервью lb.ua высказала директор Института демографии и социальных исследований имени М.В.Птухи НАН Украины Элла Либанова.
По ее словам, все шесть миллионов украинцев, выехавших после полномасштабного вторжения (вместе с уехавшими ранее трудовыми мигрантами – это почти девять миллионов), не вернутся.
«Я это понимала даже в первые месяцы войны, когда их опросили прямо на границе. 90% говорили, что вернутся во что бы то ни стало. Но этого не бывает. Просто не бывает. Какие результаты опроса мне не клали бы на стол, я понимаю, что этого быть не может. Моя мечта – чтобы вернулась половина. Если вернется половина, это будет здорово», – говорит глава Института демографии.
В качестве примера она приводит войну на Балканах. Там вернулась треть населения, поэтому половина была бы очень хорошим для нас показателем, говорит Либанова.
«Если мы думаем, что европейские страны начнут массово вытеснять украинцев – не начнут. Люди добрые, не начнут. Они очень заинтересованы в такой рабочей силе. По данным и немецких, и польских исследователей, 70% наших уехавших женщин имеют высшее образование. Вдумайтесь – 70%. Поехавшие туда врачи работают, скажем, медицинскими сестрами. Но ведь квалификация какая у этих медицинских сестер? Так стареющая Европа будет себе в ущерб выгонять наших людей? Не будет.
Скажите, пожалуйста, почему немцы условием получения помощи ставят изучение языка? Это незаурядные средства, время. Но они это делают. Нельзя не понимать, к чему все это ведет. Почему я так плохо оцениваю процесс, когда из Польши наши мигранты переезжают, прежде всего, в Германию? Потому что вероятность, что человек вернется из Польши, больше, чем из Германии. Когда она уже приехала в Германию, нашла там работу, ее ребенок учится в школе, садике или университете, а здесь все разрушено, ему трудно вернуться. И каждый день войны работает на то, чтобы меньше людей вернулось. Они адаптируются там, пока увеличивается количество разрушений», – говорит Элла Либанова.
Ранее ученый объяснила, почему к результатам опросов в Украине следует относиться осторожно.