Предписание НАПК незаконное и будет оспариваться в судебном порядке, – Витренко
Витренко назвал действия НАПК типичным примером «избирательного правосудия»
Предписание Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, которое было внесено Кабинету министров относительно ликвидации нарушений ст. 26 Закона Украины «О предупреждении коррупции» при назначении главы правления НАК «Нафтогаз Украины», является незаконным, а выводы Нацагентства свидетельствуют о примере «выборочного правосудия» и предвзятого отношения.
Об этом заявил глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко, который аргументирует свою позицию следующим образом.
Во-первых, «Для применения ограничений, предусмотренных законом, обязательным условием является наличие у должностного лица соответствующих полномочий на подготовку или участие в подготовке решений относительно соответствующего субъекта. Такие полномочия по Нафтогазу у меня отсутствовали. Минэнерго не было органом управления компании, а в качестве такого органа выступал Кабмин. При этом в качестве исполняющего обязанности министра я не входил в состав Кабинета министров, а, соответственно, не голосовал при принятии решений Кабинетом министров. Также я не был руководителем или членом НКРЭКУ», – комментирует Юрий Витренко.
Во-вторых, выводы НАПК противоречат не только букве закона, но и его духу. Ведь смысл ограничений, изложенных в Законе Украины «О предупреждении коррупции», заключается в том, чтобы чиновники не оказывали преференций лицам частного права в расчете на дальнейшее трудоустройство или получения другой неправомерной выгоды от этого юрлица. В случае с Юрием Витренко решение о назначении принимал коллегиальный орган – правительство Украины.
«Решение о моем назначении принял Кабмин, поэтому абсурдно в такой ситуации говорить, что за мою деятельность в интересах лица частного права мне «отблагодарило» это лицо, взяв меня на работу», – отмечает Витренко.
Кроме того, такие действия НАПК можно назвать примером «избирательного правосудия», поскольку они противоречат не только закону, но и сложившейся юридической практике, ведь в 2017-2020, при назначении сотрудников министерств в правление и набсоветы государственных энергетических и инфраструктурных компаний, агентство не видело никаких рисков и нарушений.
Один из таких примеров – отсутствие реакции Нацагентства при назначении главой правления АО «Укрзализныця» Евгения Кравцова, который до этого занимал должность первого заместителя министра инфраструктуры. При этом данный орган исполнительной власти, в отличие от Министерства энергетики, осуществлял функции по управлению этим акционерным обществом и был наделен соответствующими полномочиями.
Отсутствие нарушений норм закона в ситуации с назначением Юрия Витренко подтверждается научно-правовым заключением ведущих специалистов в области права Института государства и права им. Корецкого. В заключении говорится, что заключение трудового контракта с Юрием Витренко на должность главы правления акционерного общества «Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» не подпадает под антикоррупционные ограничения, установленные в п. 1 части первой ст. 26 Закона Украины «О предотвращении коррупции».
Заключение научно-правовой экспертизы
«Я всегда исхожу из принципа верховенства права, поэтому рассчитываю, что в судебном порядке мы сможем установить, чья правовая позиция является более обоснованной», – резюмировал глава правления НАК «Нафтогаз Украины».
Напомним, что распоряжение правительства о назначении Юрия Витренко председателем правления НАК «Нафтогаз Украины» является незаконным. Контракт с ним должен быть отменен. Об этом говорится в предписании председателя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) Александра Новикова.
Ранее Витренко признал, что осуществленные правительством Украины в конце апреля кадровые изменения во главе компании не отвечали «определенным западным стандартам».