Россия может лишиться своих золотовалютных резервов? Кремль начал серьезно паниковать
США предложили странам G7 изучить способы конфискации замороженных российских активов, за что Кремль пригрозил «серьезными последствиями»
Россия пыталась скрыть свои валютные и золотые резервы, однако и они могут быть вскоре конфискованы рядом стран. Уже сейчас страна-агрессор не может распоряжаться примерно половиной своих золотовалютных резервов, замороженных санкциями, а западные страны ищут основания для их использования или конфискации. Эксперты считают, что если возникнет прецедент с изъятием заблокированных активов, это заставит другие страны изменить подходы к управлению резервами, а также лишит иностранных инвесторов надежд на возвращение оставшихся в стране-агрессоре активов. Об этом пишут росСМИ.
Российский Центральный банк (ЦБР), как и все регуляторы мира, размещал золотовалютные резервы в наиболее ликвидных и надежных активах, которыми являются резервные валюты, золото и гособлигации стран с высоким кредитным рейтингом, но геополитика заставила Банк России пересмотреть принципы управления валютными активами.
Глава ЦБР Эльвира Набиуллин отмечала, что теперь Центробанк формирует резервы, исходя из того, какие активы не могут быть использованы для санкционного давления на страну. ЦБР называл такими активами золото, китайские юани и наличную иностранную валюту. С 2014 года под руководством Набиулиной ЦБР прибег к ускоренному наращиванию золота в резервах, а также покупке китайских юаней и наличной иностранной валюты, завоз которой в РФ из-за границы происходил в больших объемах, ограниченных лишь возможностями логистики.
В 2023 году ЦБР сообщил, что полностью лишился вложений в казначейские облигации США и не покупает эти бумаги. Что касается золотого запаса России, то согласно сообщению регулятора, уже в 2021 году активы в драгоценных металлах, состоящие из золота, якобы полностью находились в хранилищах ЦБР.
«Золотой запас в слитках и наличная иностранная валюта хранятся на территории Российской Федерации, а активы в юанях - в Китае, в основном в виде вложений в китайские государственные ценные бумаги», – успокаивал россиян ЦБР.
Что уже заблокировано
После замораживания западными странами части золотовалютных резервов Россия продолжает иметь достаточный объем резервов в золоте и юанях, указывал регулятор, подтверждая блокировку примерно $300 миллиардов.
Из этой суммы на начало 2022 года на активы, номинированные в евро, приходилось больше всего – 33,9% или $207 миллиардов, на активы в долларах США – 10,9% или $67 миллиардов, на активы в фунтах стерлингов – 6,2% или $37 миллиардов. Также были активы в японских иенах (5,9%), канадских (3,2%), австралийских (1,0%) и сингапурских (0,3%) долларах. Остатки на счетах в швейцарских франках были незначительны.
ЦБР подтверждал, что эти активы находились в зарубежных юрисдикциях, преимущественно в виде вложений в иностранные ценные бумаги и банковские депозиты у иностранных контрагентов и на корреспондентских счетах ностро в иностранных банках-корреспондентах.
Из иностранных облигаций в портфеле ЦБР больше всего не было государственных обязательств, выпущенных или гарантированных правительствами Китая, Германии, Франции, Великобритании, Австрии и Канады.
Реальна ли конфискация?
Чиновники Евросоюза и США сначала предлагали изымать и направлять Украине только доходы от размещения замороженных средств россиян, но теперь все чаще призывают к конфискации активов.
Так, газета Financial Times сообщила, что США предложили странам G7 изучить способы конфискации замороженных российских активов на $300 миллиардов. По данным газеты, США, поддерживаемые Великобританией, Японией и Канадой, ведут подготовительную работу с тем, чтобы лидеры G7 могли рассмотреть варианты на возможной встрече до 24 февраля 2024 года.
Как пишут российские издания, США и их союзники вряд ли принесут в жертву принципы неприкосновенности частной собственности «в ситуации полной забюрократизированности процесса принятия решений и независимости международного суда».
Российские власти предупреждали, что объем средств иностранных инвесторов, замороженных в локальной инфраструктуре на спецсчетах типа «С» с 2022 года, сравним с объемом замороженных российских активов за рубежом. Но в случае конфискации мерой активов ЦБ Россия может конфисковать у иностранцев их активы.
«Рупор» Кремля Дмитрий Песков отметил, что изъятие российских активов в Европе и США якобы чревато «серьезными последствиями».
«Действительно, мы видим, что эти дискуссии то интенсифицируются, то угасают, но тема незаконного изъятия наших активов разных – она постоянно на повестке дня и в Европе, и в Америке. Потенциально для нас эта тема неприемлема. Потенциально она чрезвычайно опасна для мировой финансовой системы, потому что в случае реализации таких планов это будет серьезным ударом по всей системе координат мировой финансовой системы», – отметил он.
«Кроме того, те, кто пытается это инициировать и те, кто это реализовывать, должны понимать, что РФ никогда не даст покоя тем, кто это сделал, и будет постоянно реализовывать свое право на судебное возражение – международное, национальное и другое. И европейцы и американцы это прекрасно понимают – это будут юридические последствия для тех, кто это инициировал и реализовал. Если у нас будет что-то конфисковано, мы будем смотреть, что мы можем конфисковать в ответ. И если это найдется, мы будем немедленно это делать», – добавил Песков.
Напомним, российский центральный банк разместил часть своих золотовалютных резервов в ликвидных активах, таких как основные валюты, золото и государственные облигации. Почти половина этих резервов хранилась в странах Запада, передает Reuters.
Центробанк РФ подтвердил, что на Западе заморожены активы на сумму около $300 млрд. Общий объем российских валютных и золотых резервов на тот момент составил $612 млрд.
Перед санкциями РФ владела активами на сумму около $207 млрд в евро, $67 млрд в активах в долларах США и $37 млрд в активах в британских фунтах. Также были активы, включавшие $36 млрд в японских иенах, $19 млрд в канадских долларах, $6 млрд в австралийских долларах и $1,8 млрд в сингапурских долларах. Активы в швейцарских франках составили около $1 млрд.