Россия выпустит 6 тыс. дронов Shahed к 2025 году: расследование Washington Post

Вид на особую экономическую зону «Алабуга» в Татарстане
фото: maxar.com

Россия изо всех сил пытается штамповать ударные беспилотники с помощью Ирана

Россия поставила своей целью создать армию беспилотников на заводе в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане. Об этом пишет Washington Post со ссылкой на оказавшиеся в распоряжении издания тайные документы проекта. Речь идет как минимум о 6 тыс. локализованных и усовершенствованных иранских дронов-камикадзе Shahed. Согласно плану, они должны быть готовы к лету 2025 года.

В целом документы свидетельствуют о том, что, несмотря на задержки и производственный процесс, сильно зависящий от электронных компонентов иностранного производства, Москва достигла стабильного прогресса на пути к своей цели – производству варианта иранского Shahed.

Документы, полученные от одного из работников завода, охватывают период с зимы 2022 по весну 2023 года и свидетельствуют о тесном сотрудничестве России и Ирана. Они включают чертежи, технические схемы, кадровые записи, меморандумы иранским коллегам и доклады представителям минобороны РФ о ходе работ.

Проект под кодовым названием «Лодка» предполагает создание круглосуточной производственной линии, он разделен на три этапа. На первом Иран поставляет дроны в разобранном виде в Россию, где их собирают. На втором в «Алабуге» наладят собственное производство корпуса Shahed, но продолжат ввозить начинку – электронику и двигатели. Третий этап предусматривает максимальную локализацию, минимальную помощь Ирану и выход на целевой показатель в 6 тысяч дронов, чтобы их можно было поставить в войска в сентябре 2025 года.

Washington Post утверждает, что получила документы от лица, участвующего в работе в «Алабуге», но выступает против вторжения Путина в Украину. Человек решил обнародовать детали, чтобы привлечь внимание международного сообщества и содействовать увеличению санкций против страны-агрессора.

«Это было единственное, что я мог сделать, чтобы хотя бы остановить и, возможно, создать какие-то препятствия для реализации этого проекта», – заявил собеседник на условиях анонимности по соображениям безопасности. «Это зашло слишком далеко».

Действительно ли правда?

Эксперты Института науки и международной безопасности в Вашингтоне изучили документы и пришли к выводу, что пока в «Алабуге» сделали не более 300 дронов, причем несильно локализованных.

Самая большая проблема России заключается в отсутствии западной электроники, снабжение которой запрещено санкциями. Часть высокотехнологичной продукции по-прежнему поступает через импорт в обход ограничений, некоторые компоненты удалось воспроизвести у себя и Беларуси, в том числе с помощью Китая. Но с производством двигателей решить вопрос пока не удалось. В связи с этим эксперты сомневаются, что запланированные 6 тыс. дронов будут изготовлены вовремя.

Чтобы масштабировать производство, завод активно заманивал сотрудников высокими зарплатами, иногда более чем в 10 раз превышающими средние по России, и ввел препятствия для увольнения, например, изымал паспорта. Согласно проекту, на предприятии должны быть организованы три смены в день по 810 работников в каждой.

Заводу не хватало специалистов в ключевых областях разработки дронов, включая системы радиоэлектронной борьбы. В связи с этим сотрудников «Алабуги» направляли в центры производства беспилотников в Иране, чтобы набраться опыта. В состав делегаций входили руководители проектов, инженеры, а также студенты и рабочие – в частности мигранты из Средней Азии, поскольку они частично понимали фарси. Всего к концу весны обучение прошли около 200 сотрудников и 100 студентов.

Исследователи вашингтонского Института науки и международной безопасности, по просьбе издания проверившие документы, касающиеся производственного процесса, подсчитали, что работы на объекте в Алабугской особой экономической зоне Республики Татарстан отстают по меньшей мере в месяц от графика. Завод собрал дроны, предоставленные Ираном, но сам изготовил лишь корпуса дронов и, вероятно, не более 300 БПЛА, пришли к выводу исследователи. По их словам, «Алабуга» вряд ли достигнет выпуска 6 тыс. беспилотников.

Несмотря на это, бывший инспектор ООН по вооружениям Дэвид Олбрайт, возглавивший исследовательскую группу, изучавшую документы, сказал: «Алабуга, похоже, ищет возможности разработки беспилотников, превосходящих возможности Ирана».

Команда под руководством Олбрайта и старшего научного сотрудника Сары Буркхард заявила: документы «кажутся аутентичными» и «достаточно подробно описывают закупки в цепочке поставок, производственные возможности, производственные планы и процессы, а также планы замаскировать и скрыть производство Shahed».

Исследовательская группа обнаружила, что проект сталкивается с проблемами, в частности «сомнениями относительно его способности достичь желаемого уровня персонала», но предупредила: Россия может преодолеть эти трудности.

«У России есть надежный способ создать в течение следующего года или около того способность перейти от периодических запусков десятков импортных беспилотных летательных аппаратов-камикадзе Shahed-136 против украинских целей к более регулярным нападениям сотнями из них», – сказала Олбрайт.

Она добавила, что раскрытие записей усложняет позиции Ирана, публично объявившего о своем нейтралитете в войне, утверждать, что он не помогает Москве развивать возможности производства беспилотников в «Алабуге».

Российское правительство и «Алабуга» не ответили на запрос издания о комментариях. Кремль опроверг сообщение о том, что Тегеран получает помощь с беспилотниками, заявив, что Россия якобы полагается только на собственные исследования и разработки. Представительство Ирана в ООН также не ответило на запрос о комментарии.

Отметим, нынешним летом группа исследования вооружений Conflict Armament Research также получила доказательства, что Россия наладила выпуск собственной версии иранского дрона-камикадзе Shahed-136 и уже использует ее на войне с Украиной.

Изучив обломки двух ударных беспилотников «Герань-2», применявшихся в боях на юго-востоке Украины, специалисты выяснили: оба аппарата оказались копиями иранских Shahed-136, но содержали электронные модули «Комета», совпадающие с ранее извлеченными компонентами из русских разведывательных дронов. Кроме того, материалы, из которых были сделаны эти модели, и внутреннее устройство их фюзеляжей значительно отличалось от «иранского стандарта».

В ноябре 2022 Washington Post сообщила, что российские и иранские официальные лица завершили соглашение, согласно которому дроны Shahed будут производиться в специальной экономической зоне «Алабуга», поддерживаемом правительством производственном центре, предназначенном для привлечения иностранных инвестиций. Сотрудничество включало передачу проектов, обучение производственного персонала и поставку электронных компонентов, которые все труднее достать.

Читайте также: Операция «Ы». Россия ударила «шахедами», сделанными на новом заводе? (фотофакт)