Скандал в оборонной сфере: Антикоррупционный суд простил друга Гладковского за крупную взятку
По версии следствия обвиняемый передавал неправомерную выгоду руководителю Изюмского приборостроительного завода на сумму 500 тыс. грн и $14,7 тыс.
Высший антикоррупционный суд освобождил от уголовной ответственности бывшего работника «Укроборонпрома» и второго сына экс-первого заместителя секретаря СНБО Игоря Гладковского Виталия Жукова. Об этом сообщает «Главком» со ссылкой на полный текст постановления суда от 27 октября.
По данным следствия, Жуков обвинялся в предоставлении неправомерной выгоды должностному лицу (ч.1 ст. 369 Уголовного кодекса). В частности, 28 сентября 2016 года он передал директору государственного предприятия «Изюмский приборостроительный завод» Сергею Филоненко взятки в размере 500 тыс. грн и $14,7 тыс.
По материалам дела в начале апреля 2016 года Жуков и Филоненко договорились о том, что ООО «Оптимумспецдеталь» (контролировалось Жуковым и другими участниками схемы) должно было изготовить документы о поставках товаров в рамках договора с ГП «Изюмский приборостроительный завод» без фактических поставок. В то же время директор госпредприятия должен обеспечить фактическое поступление товаров из доступных ему неустановленных источников, но при этом перечислить денежные средства на банковские счета ООО «Оптимумспецдеталь» в виде оплаты за поставку.
Также было оговорено, что Жуков, используя банковский счет подконтрольного ООО «Оптимумспецдеталь», будет обналичивать 68% безналичных средств, которые будут поступать от ГП «Изюмский приборостроительный завод» и будет передавать их в виде неправомерной выгоды Филоненко.
Дело по обвинению Жукова поступило в антикоррупционный суд 20 июля 2021 года. После этого рассмотрение дела откладывалось семь раз по разным причинам. В подготовительном заседании 27 октября защитник обвиняемого заявил ходатайство об освобождении его от наказания «в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности» (со дня совершения уголовного правонарушения в сентябре 2021 года прошло пять лет – «Главком»).
Со своей стороны прокурор пояснил, что существуют законные основания для закрытия уголовного производства по Жукову, поскольку истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. При этом обвиняемый других преступлений не совершал.
В итоге Фемида удовлетворила ходатайство и закрыла уголовное производство, объяснив: увольнение лица в связи с истечением сроков давности является обязанностью суда при наличии согласия обвиняемого. Такое согласие обвиняемый Жуков предоставил в суде и поддержал ходатайство своего защитника.
Добавим, что руководителю ГП «Изюмский приборостроительный завод» руководство Офиса генерального прокурора не согласовало подозрение. Национальное антикоррупционное бюро и специализированная антикоррупционная прокуратура обратились в Офис генпрокурора, поскольку Филоненко является депутатом Изюмского городского совета Харьковской области. То есть, специальным субъектом, которому о подозрении может сообщить только генпрокурор или его заместитель.
Здесь следует отметить, что эпизод со взяткой директору ГП «Изюмский приборостроительный завод», переданный Виталием Жуковым, входил в другое уголовное дело. В ней Жуков обвинялся по трем статьям Уголовного кодекса:
- уклонение от уплаты налогов (ст. 212 УКУ). Ему инкриминировалась роль организатора схемы по поставке на государственные предприятия «Укроборонпрома» комплектующих для военной техники, которая позволила бы уклониться от уплаты налогов с таких операций. Общая сумма поступлений в бюджет составила 46,4 млн грн;
- легализация имущества, полученного преступным путем (ч.3 ст. 209 УКУ);
- предоставление неправомерной выгоды должностному лицу (ч. 1 ст. 369 УКУ). Это уже упомянутый эпизод с директором ГП «Изюмский приборостроительный завод».
Что интересно: Жуков полностью признал вину в инкриминируемых преступлениях и заключил соглашение о признании виновности первого заместителя руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры Максима Грищука. Согласно ей, стороны согласовали предварительное наказание – пять лет лишения свободы с конфискацией имущества, которые заменены на год испытательного срока. Плюс Жуков обязался компенсировать в бюджет 4 млн грн в течение тридцати рабочих дней со дня вступления приговора в законную силу.
Однако 19 апреля 2021 года Высший антикоррупционный суд отказался утверждать указанное соглашение о признании виновности. По мнению суда, условия соглашения противоречат требованиям Уголовного процессуального кодекса Украины, закона Украины об уголовной ответственности и не отвечают интересам общества.
Фемида подчеркнула, что прокурор не полностью учел характер обвинения, роль Жукова в преступной деятельности группы лиц и не доказал наличие общественного интереса в заключении этого соглашения. В частности, государству в результате уклонения группы лиц от уплаты налогов и легализации этих средств был причинен ущерб сумме 46,4 млн грн.
Вместе с тем, по содержанию соглашения другой соучастник преступной схемы возместил 26,61 млн грн. При этом Жуков готов компенсировать в бюджет только 4 млн грн, «что очевидно несоразмерно размеру причиненного ущерба и его роли в преступной деятельности группы лиц».
«Поэтому коллегия судей убеждена, что в сложных экономико-политических условиях, когда государство с привлечением населения прилагает усилия для поиска дополнительных источников пополнения бюджета и перераспределения средств, преступная деятельность для личного обогащения путем уклонения от уплаты налогов, тем более в оборонной сфере с привлечением государственных предприятий – участников Государственного концерна «Укроборонпром», свидетельствует об особой дерзости и исключительном цинизме организаторов такой деятельности», – говорится в постановлении суда от 19 апреля.
После этого антикоррупционный суд вернул уголовное производство прокурору для продления досудебного расследования.
Как известно, в феврале 2019 года журналисты-расследователи проекта «Наши деньги с Денисом Бигусом» рассказали о многолетней схеме по хищению сотен миллионов гривен, выделенных на армию. В схеме фигурировали друг и партнер тогдашнего президента, бывший первый замсекретаря СНБО Олег Гладковский и его сын Игорь, которого журналисты назвали «основным фигурантом распила».
Организатором схемы журналисты назвали главу государственного оборонного концерна «Укроборонпром» Павла Букина, который до этого возглавлял «Укрспецэкспорт», а получателями «откатов» стали руководители заводов «Укроборонпрома». Также среди фигурантов схемы спецагент Национального антикоррупционного бюро Евгений Шевченко, друг Игоря Гладковского, бывший работник «Укроборонпрома» Виталий Жуков и другие.
Кроме того, журналисты выяснили, что Жуков владел информацией о графиках ремонтов и закупок на заводах. Это приводило к тому, что государственные заводы при проведении закупок могли анализировать цены от нескольких фирм, формально являвшихся конкурентами, а на самом деле – фирмами-«прокладками» Жукова.
При этом расследователи утверждали, что Жуков пользовался помощью Игоря Гладковского для разрешения конфликтных вопросов или наведения новых знакомств. В сюжете были приведены фрагменты переписки, в которых Жуков просит Гладковского помочь в случаях, когда платежи на счет фирмы «Оптимумспецдеталь» блокировала служба безопасности «Укроборонпрома».