Журналист The New York Times провел месяц в России и описал ее одной красноречивой фразой
Журналист увидел страну «неуверенную в своем предназначении»
Журналист The New York Times Роджер Коэн написал огромный репортаж о том, что сейчас происходит в России. Американец провел месяц в России, встречаясь со сторонниками и противниками войны. Корреспондент посетил Белгородскую область, Москву и Улан-Удэ. Он попытался разобраться, какие настроения царят в стране-агрессоре после 17 месяцев войны.
Журналист пишет, что, проехав от Сибири до Белгорода, он увидел страну, «неуверенную в своем назначении», разрывающуюся между «славными мифами», воспроизводимыми Владимиром Путиным и «повседневной борьбой».
«В дороге я столкнулся со страхом и пылкой воинственностью, а также с упрямым терпением, необходимым для того, чтобы пережить долгую войну. Я также слышал сомневающиеся голоса рядом с несколькими высказываниями откровенного несогласия, особенно от молодежи», – отмечает Коэн.
Что думают россияне о войне?
Американец побеседовал с директором гостиницы в Улан-Уде Юлией Роликовой. Она рассказала, что ее бывший супруг хотел пойти на войну, но она убедила этого не делать.
«Он утверждал, что это была его обязанность. Я сказала: «Нет, у тебя есть восьмилетняя дочь, и гораздо более важная обязанность – быть для нее отцом», – говорит Роликова и добавляет, что «там, в Украине, люди умирают ни за что».
По ее мнению, деньги – главная причина, по которой люди идут воевать.
«Контракты, которые предлагают добровольцы, безумны по нашим меркам», – сказала жительница Улан-Удэ. Партнер лучшей подруги Роликовой был убит в Украине в феврале, оставив ее с двумя маленькими детьми. Сводный брат женщины уехал в Грузию. Как пишет издание, дедушка Роликовой был из Донецкой области.
В Улан-Уде Роджер Коэн побеседовал с экономистом Александром Васильевым, который намерен вернуться на фронт, подписав контракт с Минобороны. В декабре прошлого года украинским снарядом убило его близкого друга недалеко от Соледара, а сам Васильев через несколько дней получил ранения.
«Конечно, деньги – это хорошо, но это не главная причина для того, чтобы вернуться. Я борюсь с чувством долга перед Родиной. Наши деды прошли весь путь в Берлин в 1945 году, чтобы убедиться, что у нас по соседству нет враждебной страны. Мы не позволим Америке это сделать», – говорит Васильев.
Более радикального мнения придерживается Николай Вородников, ремонтирующий внедорожники и грузовики для отправки на фронт. Он участвовал в боях под Мариуполем и получил там тяжелое ранение. В разговоре с американским журналистом он повторяет методичку Кремля о том, что территория Украины всегда принадлежала России, а Россия и Украина – одно целое. По его мнению, Путин был послан России богом.
Кульминационный момент войны
В своем репортаже Коэн отмечает, что западные санкции, вероятно, оказали незначительное влияние на жизнь Москвы, если не считать исчезновения некоторых иностранных брендов. Он пишет, что метро в российской столице «безупречно чистое», рестораны переполнены, люди оплачивают покупки бесконтактными платежами по телефону, а интернет работает безупречно, как и по всей России. О войне в Украине свидетельствуют только рекламные щиты, призывающие на службу в армию, отмечает журналист.
В отличие от Сталина, чьи портреты были всюду, Путин «правит из тени», пишет журналист. Но, как считает Коэн, власти Путина дотягиваются всем, а страх заставляет людей снижать голос, прежде чем произнести слово «война».
«Мы – задушенное общество. Россия превратилась в башню молчания», – говорит Коэну главный редактор «Новой газеты», нобелевский лауреат Дмитрий Муратов. Он также отмечает, что сейчас для российского государства «смерть важнее жизни». По мнению Муратова, никто не знает, что действительно считает страна, известно только, что старшее поколение верит в Путина.
Журналист пишет, что с начала войны из России уехало до миллиона людей – «лучших и ярких». Это молодые россияне, которые, по словам Муратова, не хотели убивать или быть убитыми.
В Белгородской области Коэн побеседовал с 19-летним Ильей Костюковым. В прошлом году Костюков был исключен из института за антивоенную позицию. Теперь он помогает россиянам, которые не хотят попасть на фронт или хотят покинуть его. По мнению Коэна, в России скрывается «острый конфликт поколений». Неизвестно, когда он «прорвется», но кажется возможным, что это произойдет, отмечает он.
По мнению Коэна, для Путина война приобрела «более масштабный характер, став кульминацией цивилизационной войны против Запада». Журналист также отмечает, что антизападная риторика стала частью зарождающейся государственной идеологии, основанной на православии, отечестве, семье и «приоритете духовного над материальным». Эту идеологию и войну в Украине Путин будет использовать в канун президентских выборов 2024 года.
По дороге из озера Байкал в Улан-Удэ Коэн побывал у нескольких кладбищ. По его словам, при каждом посещении кладбищ в 50 метрах от него останавливалась машина с сотрудниками ФСБ. Он называет это «вежливым напоминанием».