Без пропагандистской накачки в России начинают лояльнее относиться к меньшинствам
Россиян приучают к мысли, что власти в стране - единственный европеец. А народу только дай волю - он всех немедленно «ликвидирует»
Согласно данным очередного соцопроса «Левада-центра», озаглавленного «Социальная дистанция», россияне стали чуть толерантнее. Впрочем, не ко всем - террористов, педофилов и убийц предпочли бы «ликвидировать» большинство опрошенных. Можно ли говорить о долгосрочной тенденции в сторону смягчения нравов в России?
Агрессия спадает
Вопреки довольно распространенной точке зрения, согласно которой общая масса россиян - это агрессивная толпа, которая ненавидит любые меньшинства, боится их и стремится с ними расправиться, опрос «Левады-центра» в очередной раз демонстрирует, что это не так.
Россияне, по крайней мере на уровне соцопросов, не так сильно отличаются от жителей посткоммунистических стран, входящих в состав Евросоюза. Например, даже в сравнительно либеральной Чехии 22% не хотели бы видеть своими соседями людей с гомосексуальной ориентацией. Впрочем, для Западной Европы данные из РФ по-прежнему ошеломляющие.
Россиян, которые хотели бы таких людей «ликвидировать», - 18%. Есть, впрочем, еще 32% тех, кто предпочел бы гомосексуалов изолировать от общества. Причем, если сравнивать с опросом 2015 года, когда так отвечали 37%, число агрессивно настроенных к этой группе населения граждан России снизилось сразу на 5 процентных пунктов.
Эффект «упругости сознания» россиян
И тут стоит отметить, что не только в отношении гомосексуалов, но и в целом различных «социально неодобряемых» в России групп, уровень их «непереносимости» был заметно ниже все предыдущие годы. Пиком толерантности был 1999 год. А самая высокая агрессия была зафиксирована - практически в отношении всех таких социальных групп - в ходе предыдущего опроса в 2015 году.
Это легко объяснимо. Всего за год до этого была аннексия Крыма, на россиян вылили целый ушат пропагандистской лести об их величии. Война в Донбассе также требовала постоянно обработки сознания россиян не только через телевидение, но по всем доступным властям медиаканалам. И параллельно пропаганда работала на раскол общества - на натравливание толпы на потенциально несогласных с политикой «вождя и партии». Как следствие - стремительно рос общий уровень нетерпимости и агрессивности.
Потом Кремль переключился на другие темы. Украина всем надоела еще в 2019 году. В январе 2020 на первый план в информационной повестке вышло изменение конституции, потом - обнуление президентских сроков Владимира Путина и падение цен на нефть, теперь - коронавирус. В итоге, нацеленное на воспитание агрессии пропагандистское давление ослабло.
На фоне этого затяжного кризиса, агрессия может обернуться против самих властей, так что они стараются не повышать сильно ее градус. И начинает работать эффект упругости сознания россиян. Они постепенно возвращаются к своим докрымским настроениям. И лояльнее относятся не только к бездомным, попрошайкам, алкоголикам, наркоманам, проституткам или инвалидам, но и к ЛГБТ, людям с ВИЧ или к феминисткам.
Принцип общественной опасности
В обычном своем состоянии большинство россиян менее склонны кого бы то ни было «ликвидировать» и даже «изолировать от общества». Кроме, разумеется, тех, кто представляет непосредственную угрозу их жизни и здоровью.
Это явно не инвалиды, не бомжи, не гомосексуалы и уж, конечно, не феминистки, вообще неясно по какой причине включенные социологами из «Левады-центра» в этот перечень в 2020 году. Три «отклонения от принятых в обществе норм» россияне не готовы принимать категорически и хотели бы «ликвидировать» как вид. Это педофилия (75%), терроризм (80%) и убийства (61%). И тут россиян прекрасно можно понять, хотя хотелось бы, конечно, чтобы большинство все же было за изоляцию, а не ликвидацию любых людей как таковых, в чем бы они ни провинились.
Таким образом, реакции российского общества, когда его перестают накачивать пропагандой на самоагрессию, на ненависть ко всем «не таким», быстро стремится к практически нормальным значениям. Большинство граждан РФ вовсе не звери, им просто надо почаще выключать телевизор, меньше работать, больше зарабатывать и иметь больше свободного времени, в том числе для того, чтобы иметь возможность включать мозги и самостоятельно думать.
Не скифы мы
Кремлю, к сожалению, мыслящие сограждане не очень нужны. Да и экономическое положение России не слишком способствует тому, чтобы у людей появлялось больше времени на рассуждения. Именно поэтому Кремль сам с удовольствием задает стандарты нетолерантного, дикого поведения.
И россиян приучает к мысли, что власти в стране - единственный европеец. А народу только дай волю - он всех немедленно «ликвидирует». И мыслящая часть российского общества даже сейчас, к сожалению, частенько с Кремлем в этом соглашается, тем самым невольно помогая пропаганде агрессии и политике стравливания между собой социальных групп и науськиванию большинства на самые разнообразные меньшинства.