Что общего между кинологом и системой Путина?
Мы не имеем права повторять ошибки России, если хотим убить этого дракона
Россия оказалась колосом на глиняных ногах. И зерновая эпопея это еще раз подтвердила. Мы увидели кратчайший шантаж Путина. Ибо дольше он уже не способен. В последние девять месяцев мы постоянно видели много проявлений слабости и не эффективности у того, кто считался очень страшным и сильным.
Почему это вышло? Потому что это типичный признак коррумпированного авторитарного режима. Он так работает. То, что со стороны кажется силой, оборачивается слабостью. Авторитаризм рождает пирамиду, построенную на лояльности. Не профессионализме, а именно лояльности высшему руководству. И так по ступенькам вниз. Это же позволяет на каждом звене воровать. Ибо главное быть не честным, а лояльным. Это уничтожает конкуренцию и делает систему слабее.
Единственное звено, где система в России до сих пор построена на профессионализме, оказался финансовый блок. Как-то случилось, что Путин не трогал профессионалов в Центральном Банке. И это помогает России держать свою экономику в гораздо лучшем состоянии, чем ожидалось. Это оказалось сильным звеном среди многих других слабых. И это бесит нас, потому что ожидаемого коллапса экономики в России не произошло.
Почему для нас это важно? Потому что мы не имеем права повторять ошибки России, если хотим убить этого дракона. Одной из слабых сторон Украины перед началом войны была кадровая политика. Почему? Она была построена именно на лояльности, а не профессионализме. И очень неразумно продолжать ошибаться, тем более на фоне того, как пример России нам показывает, к чему это приводит. Да и наш собственный пример тоже. История Нафтогаза яркий тому пример. Увольнение менеджмента компании в свое время спровоцировало кризис в отношениях с Вашингтоном, который до сих пор влияет на нашу энергетическую безопасность. А результатом стал разве что дефолт компании. И ради чего все это было?
Каков путь здорового человека? Это путь честных конкурсов, где под общественным контролем проходит отбор кандидатов. И желательно еще под контролем наших зарубежных партнеров. Яркий последний пример – выборы главы САП. Как только его назначили, антикоррупционная инфраструктура заработала по полной и вот уже многие ощутили на себе это. В том числе любимый персонаж мемов – Насиров. Да и многие другие. Путь курильщика – назначение без конкурсов или проведение фейковых конкурсов с ломкой через колени. Пример Нафтогаза здесь показателен. Это всегда кончается плохо.
Эта история должна научить нас. Но пока не учит. И последний яркий пример с назначением кинолога (кинологине) руководить учреждением, которое занимается кино, Довженко Центр. Можно смеяться над тем, что почему бы специалисту в кинологии не разбираться в кино, но смех здесь – только защитная реакция, чтобы не плакать. Потому что это тот звоночек, который может звонить по любому направлению в стране. Казалось бы, кого интересует кино во время войны. Но это проявление заболевания, которая может проявиться и в более принципиальной сфере. И это началось не сейчас. Первоначально был скандальный конкурс на должность главы гос кино, когда назначение состоялось исключительно по принципу лояльности. Профессионализмом там и не пахло. И теперь то же государственное кино и дальше выстраивает систему исключительно по такому принципу, разрушая успешный институт Довженко Центр. Не мини модель России. И чем не потенциальна мини-модель любой отрасли в Украине?
Ключевое, это не персоналия. Ключевое – это институты и принципы. Даже если это долго и неудобно, нужно строить институты, а не назначать лояльных людей, которые тебе нравятся. Первый путь – длинный, но может привезти к победе. Гарантий нет, но есть шанс на успех. А второй очень удобен, но всегда ведет к поражению.