Давосское контрнаступление украинской дипломатии
Главный эффект речи президента Зеленского в Давосе – ее информационно-политический резонанс
Давос-2024 отличился повышенным вниманием к Украине и войне между Россией и Украиной. И не только потому, что тема российско-украинской войны остается актуальной. Этому также способствовала мощная активность в Давосе украинской дипломатии и наших неправительственных организаций.
Еще до открытия Международного экономического форума в Давосе, там же состоялась встреча политических советников, которые представляли более 80 стран, а также международных организаций, для обсуждения Формулы мира президента Зеленского. Это была уже четвертая такая встреча, начиная с Копенгагена в конце июня прошлого года. После переговоров в Давосе швейцарская сторона заявила о своей готовности способствовать проведению на своей территории глобального саммита мира. И это весомый конкретный результат проактивной украинской дипломатии.
Глобальный саммит мира также должен быть направлен на обсуждение Формулы мира президента Зеленского, только уже на высшем уровне – лидеров разных стран мира. Напомню, что эта Формула мира предусматривает полный вывод российских войск с украинской территории, наказание российского руководства за военные преступления на украинской территории и за само преступление войны против нашей страны, а также выплаты репараций за весь ущерб, причиненный россиянами на территории Украины, и многое другое. В переговорах по Формуле мира российская сторона не участвует. И можно точно сказать, что Кремль не согласится на такие условия мира, что подтверждается и публичной реакцией российской стороны на Формулу мира президента Зеленского. Вообще полная реализация этой Формулы возможна только при условии тотального поражения россиян в войне против Украины.
Поскольку сейчас вряд ли речь идет о полном поражении россиян, тогда возникает вопрос – а есть ли смысл продвигать именно сегодня нашу Формулу мира? И такие вопросы звучат в частности от западных политиков, политических экспертов и журналистов. Как вообще объяснить этот парадокс?
Первое, что надо понимать, Формула мира президента Зеленского является нашей программой максимум по условиям завершения войны, которые нас полностью удовлетворят. Это наша стратегическая позиция, которая не ограничивается текущей ситуацией. Потенциально может так случиться в перспективе, что нам придется договариваться о таком завершении войны, когда наши интересы не будут реализованы в полной мере. Но это не означает, что мы отказываемся от нашей стратегической цели, которая заявлена в Формуле мира. Эта цель будет реализована, когда для этого появятся благоприятные условия.
Во-вторых, переговоры о Формуле мира на уровне политических советников и Глобальный саммит мира является не столько нашим предложением о мирных переговорах с россиянами, сколько коммуникативной стратегией в продвижении нашей позиции, и наших интересов по завершению войны с Россией, в частности в отношениях со странами так называемого Глобального Юга. Мы хотим, чтобы наши интересы поняли не только наши партнеры, но и те страны, которые имеют активные отношения с Россией и придерживаются относительного нейтралитета в своем отношении к войне между Россией и Украиной. А дальше уже можно искать понимание по отдельным пунктам украинской Формулы мира.
В-третьих, Формула мира президента Зеленского не только о нашей стратегической позиции относительно условий завершения войны между Россией и Украиной. Примерно половина ее пунктов – о справедливых условиях нового международного порядка (продовольственная, энергетическая, ядерная безопасность и т.д.). И именно по этим позициям можно искать взаимопонимание со странами Глобального Юга, и с международным сообществом в целом.
Именно такой подход позволит снять внешние противоречия в отношении к Формуле мира президента Зеленского. В частности это касается и выступления Владимира Зеленского на Форуме в Давосе. Пафос этого выступления заключался не в том, как найти какой-то мирный компромисс с россиянами, а в том, что Путина и российскую армию надо остановить. И об этом должны беспокоиться не только украинцы, а все международное сообщество. Иначе проблемы будут у европейцев, у всего Западного мира, и для международной безопасности в целом.
Выступление президента Зеленского в Давосе надо рассматривать как ответ тем западным политикам и экспертам, которые предлагали и предлагают «не эскалировать» военную ситуацию, искать мирные компромиссы с Путиным. Если «не эскалировать» нам, то есть не выбрасывать российского агрессора с украинской земли, тогда эскалировать будет он. Что, собственно, сейчас и начинает происходить. И Путин не собирается искать взаимоприемлемых мирных компромиссов. Если он видит слабость Запада и международного сообщества, тогда он наглеет и вновь начинает выдвигать ультиматумы. Поэтому, единственный реалистичный путь к миру – остановить российского диктатора военным путем.
Судя по реакции во влиятельных международных СМИ и в обсуждениях на давосских площадках, Зеленского услышали, хотя и по-разному. Выступление президента Зеленского в Давосе стало одним из главных событий на Международном экономическом форуме, что подтверждается цитированием и упоминанием в глобальных СМИ. А вот реакция на это выступление определялась мировоззренческой и политической позицией конкретных политиков и комментаторов. Для тех, кто осознает российские угрозы, не только для Украины, а для всей международной безопасности, это выступление стало сигналом тревоги и призывом для консолидации и усиления поддержки Украины в противостоянии российскому нашествию. Для тех, кто стремится к миру любой ценой, это «недостижимый мирный план» или, как написала швейцарская газета Neue Zuricher Zeitung: «Зеленский вдохновляет своей речью в Давосе, но ответов не дает».
Однако, если под ответом понимать готовность к примирению с Путиным, то его и не могло быть. В Киеве это понимают лучше, чем некоторые на Западе. В Москве сейчас мир понимают только на российских условиях и формулируют предварительные условия начала мирных переговоров, в первую очередь – прекращение поставок оружия Украине. На самом деле, это и есть ответ для тех, кто предлагает начинать мирные переговоры с Россией. Кремль хочет не мира, а капитуляции Украины. Но победить Украину Россия не может, поэтому и настаивает на прекращении поставок оружия для Украины. Правильный ответ – наоборот! Если Украина будет иметь достаточно оружия и боеприпасов, Путин не победит украинцев.
Главный эффект речи президента Зеленского в Давосе – ее информационно-политический резонанс. И он есть! Еще один результат – привлечение международного внимания к украинскому сопротивлению российскому нашествию. Этот результат также есть! И он обусловлен не только активностью президента Зеленского и украинской дипломатии, а также и гражданской дипломатией.
В Давосе мощно и заметно работал «Украинский дом», который с 15 по 18 января 2024 г. стал настоящим центром притяжения для украинцев, посетивших Международный экономический форум, и для всех, кто интересуется Украиной, нашим сопротивлением российской агрессии. Кстати, издание «Politico» признало именно «Украинский дом» лучшим павильоном в Давосе. И это не за внешний вид, а за активность, интерьер, удобство и функциональность организации работы. Проект «Украинского дома» реализовался совместными усилиями Western NIS Enterprise Fund, Victor Pinchuk Foundation, и Horizon Capital. Это были и площадки для дискуссий, и для визуальной демонстрации украинского сопротивления.
На украинских мероприятиях постоянно был аншлаг. И не только в «Украинском доме». 18 января Фонд Виктора Пинчука организовал «Украинский завтрак», на котором выступили президент Республики Польша Анджей Дуда, Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон, Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, основатель Фонда Виктора Пинчука и группы EastOne Виктор Пинчук, Премьер-министр Республики Хорватия Андрей Пленкович, президент Республики Латвия Эдгарс Ринкевичс и Вице-премьер и Министр финансов Канады Христя Фриланд. К обсуждению также присоединились Министр иностранных дел Королевства Норвегия Эспен Барт Эйде, Министр иностранных дел Республики Литва Габриэлюс Ландсбергис, Министр обороны Нидерландов Кайса Оллонгрен, соучредитель и сопредседатель правления The Carlyle Group Дэвид Рубенштейн, Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, Министр по особым поручениям Германии Вольфганг Шмидт и стрелок-санитар Вооруженных Сил Украины Александр Баталов. Такой уровень участия увидишь далеко не на каждой международной конференции. Модерировал дискуссию ведущий программы «Фарид Закария GPS» на CNN Фарид Закария. Эти выступления были не только о поддержке Украины, но и о конкретных действиях, которые надо сделать для поддержки Украины и для того, чтобы остановить Путина и российских нападающих.
Украинский Давос-2024 является тем примером, когда официальная государственная дипломатия сочетается с усилиями гражданского общества. Именно в этом залог нашего успеха – и в войне против российского нашествия, и в международных делах, и в политике внутренних реформ – эффективное взаимодействие государственной политики и активности гражданского общества Украины. И очень важно, чтобы эта крайне значимая работа не перечеркивалась нашими внутриполитическими скандалами и конфликтами.