Демократия vs диктатура. Какие режимы образовались в бывших советских республиках

Почти половина стран бывшего СССР стали откровенно автократическими странами
фото из открытых источников

Существуют ли какие-нибудь региональные особенности, определяющие склонность к демократии?

На днях провел маленький анализ демократических тенденций посреди бывших русских республик. И вот я хочу поделиться своими открытиями.

И да, я не делал ничего особенного. Просто посчитал показатели передачи власти и еще несколько параметров, связанных с этим – средняя продолжительность пребывания у власти первого лица, максимальная продолжительность пребывания у власти, максимальная продолжительность пребывания у власти сегодняшних глав государств и наличие прямой передачи власти своим потомкам.

Начну с любопытного.

Новые монархии

На карте бывшего СССР практически образовалось уже две монархии. Не в чистом виде, конечно, но с последовательной передачей власти своим потомкам. Так сказать гибридные монархии. Это Азербайджан, где Гейдар Алиев, бывший советский руководитель и работник КГБ передал свою власть своему сыну Ильхаму Алиеву и Туркменистан, где Гурбангулы Бердымухамедов передал власть своему сыну Сердару.

За время постсоветского существования была еще одна попытка установить монархический режим – в Узбекистане. После смерти тогдашнего президента страны Ислама Каримова, находившегося у власти 25 лет (+ еще 2 года в советское время в роли первого секретаря КПСС Узбекистана) активно продвигалась идея назначить на пост президента его старшую дочь Гюльнару. Но потом при активном вмешательстве Кремля и сопротивлении местных элит все переиграли, президентом стал Мирзиоев, а Гюльнара отправилась в колонию за коррупцию и растраты государственного бюджета. Других членов семьи Каримовых «не трогали» и они продолжают владеть немалым состоянием и занимать некоторые уважаемые посты. Но от способности принимать государственные решения практически отстранены.

Есть еще пара стран, которые находятся достаточно близко к установлению монархии.

1. Таджикистан

Эмомали Рахмон, руководитель Таджикистана, имеет двух сыновей и семь дочерей. Но старший сын Рустам не отличается ораторскими способностями и другими навыками лидерства. Даже его голос никогда не попадает в эфиры и вместо него раздается озвучка профессиональных дикторов. Хотя в последнее время он все больше приобщается к административной работе и с должности главы футбольной федерации перешел на должность спикера верхней палаты Парламента.

Есть еще одна фигура – вторая дочь Озода, которая с 2016 года руководит администрацией президента.

2. Беларусь

Старание «отца» повсюду таскать с собой Колю (младшего сына) стало уже мемом. Обратите внимание на невербальный контакт с младшим сыном и некоторую отстраненность старшего и среднего.

Очевидно, что окончательно монархия в этих двух странах может установиться не только при желании самого Лукашенко и Рахмона. Но все условия посредством тотального контроля над обществом, создания культа личности и занятия государственных должностей другими родственниками уже сделаны. Поэтому остается ждать результата. И Лукашенко и Рахмон уже не молодые люди. Обоим по 71.

Удивительно выглядит в этом списке современных монархий Беларусь. Эта страна не имела опыта собственной монархии и практически единственной на Европейской части бывшего СССР, избравшей путь монархизации власти. Но пока Лукашенко-младший официально не стал главой государства, то и удивляться такому политическому атавизму пока рано.

Продолжительность пребывания у власти

Мастодонтом политики, то есть человек, находившийся у власти дольше всего, является президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Он правит своей страной (точно своей) 32 года. До сих пор находится у власти. Ему 71 год. Кстати, единственный человек, награжденный орденом «Герой Таджикистана» прижизненно. Другим не удалось.

Далее следует Лукашенко, который находится у власти уже 30 лет. Ему тоже 71.

Третье место закрывает кремлевский маньяк. 24 года у власти. 72 года уже на свете.

Закрывает группу мастодонтов президент Азербайджана Ильхам Алиев. У власти 21 год. Но он более молод – всего 63 года.

К этому перечню можно было добавить еще четырех президентов, но их время уже прошло. Это:

  • Нурсултан Назарбаев, находившийся у власти 28 лет (+ еще 2 года в должности Первого Секретаря ЦК компартии Казахской ССР).
  • Ислам Каримов – 25 лет у власти (+ еще 2 года в должности Первого Секретаря ЦК компартии Узбекской ССР).
  • Гурбангулы Бердымухамедов – 16 лет.
  • Аскар Акаев – 15 лет.

Существуют ли какие-нибудь региональные особенности, определяющие склонность к демократии?

Страны бывшего СССР условно можно разделить на четыре региона. Это страны Балтии, Европейский регион, Кавказ и страны Центральной Азии.

  • Страны Балтии – самый демократичный регион бывшего СССР. Все три страны демонстрируют высокий показатель сменности властей. В Литве было пять президентов и даже один и.о. президента, + реально проведенный импичмент. В Латвии президентов было восемь. В Эстонии – пять.
  • Европейский регион – очень разный. Здесь и Молдова с Украиной, которые идут нелегким путем демократизации, периодически погружаясь в российские нарративы, и тут же Беларусь из России, установивших на своей территории откровенно диктаторские режимы. В Украине и Молдове изменилось уже по шесть президентов. В России три (а по факту – два), в Беларуси – один (до лукашенко было два Председателя Верховного Совета РБ). Средний срок пребывания у власти президентов Молдовы и Украины – 5,5 лет. О средних сроках пребывания у власти диктаторов Беларуси и России даже можно не говорить.
  • Кавказ. Еще более разнообразен и неоднозначен регион. С одной стороны есть пример Грузии, прошедшей через войны и аннексии со стороны России, страна с мощными демократическими традициями, которая сейчас демонстрирует, к сожалению, сближение с РФ. Есть Армения, которая проходит совершенно противоположный путь – от сателлита кремля из-за поражения, полученного не от кремля, отрывается от кремля. А есть Азербайджан с типичным недемократическим режимом, с передачей властей в рамках одной семьи и с полным геополитическим разворотом от России.
  • Центральная Азия. На первый взгляд, страны вполне автократичны, с тотальным дрейфом в коррумпированный монархизм. Но рядом с ними странным образом оказывается Кыргызстан, больше похожий на Украину, чем на кого-либо из своих соседей. Первые 15 лет страной руководил Аскар Акаев, после тюльпановой революции бежавший в россию. За следующие 20 лет в стране сменилось четыре президента, а если учитывать Розу Отунбаеву, которая была и.о. президента республики практически полтора года, так за 20 лет в Кыргызстане было пятеро глав. При том, что пришедший к власти на волне «тюльпановой революции» преемник Акаева Курманбек Бакиев через пять лет сам был вынужден бежать из страны и сейчас находится у Лукашенко. На фоне других центральноазиатских государств хочется спросить – что не так с киргизами?

Выводы

  1. Около половины стран бывшего СССР стали откровенно автократическими странами. Это плохо или хорошо по большому счету зависит от взгляда на полупустой или полунаполненный стакан. Есть то, что имеем – 7 из 15 бывших республик идут по явно недемократическому пути «развития». Возможно, 7 стран – это слишком высокий показатель, если учитывать общие мировые тенденции к демократизации стран. А возможно – наоборот, это высокий показатель, если учитывать какое наследие в социо-культурном плане получили новые государства бывшего СССР.
  2. Практически четверть стран вообще скатывается в откровенно архаическую форму власти – монархию. И это удивительно, потому что противоречит принципам модернизма. То есть эволюционное развитие не является постоянной константой и его нужно еще завоевать.
  3. 5 из 8 стран с демократическими тенденциями не стабильны в плане развития демократии. И это спустя 33 года после выхода из состава империи. Украина, Грузия, Армения, Молдова и Кыргызстан демонстрируют откровенно опасные колебания в сторону российских интересов. Демократического импульса хватает, чтобы периодически разворачиваться в сторону нормального развития, но окончательно победить автократические тенденции и избавиться от токсического кремлевского влияния эти страны до сих пор не смогли. В некоторых случаях даже прямая война с кремлем не разворачивает страну в сторону демократии. И это не только об Украине.
  4. Только 3 страны из 15 демонстрируют устойчивое демократическое развитие. Это страны Балтийского региона. Не так много, как хотелось бы.
  5. Значительная часть первых президентов (а в некоторых случаях они до сих пор у власти) являются частью команды последнего Генсека СССР и единого президента СССР М.С. Горбачева. Шеварнадзе, Назарбаев, Кравчук, Каримов, Рамон, Снегур, Акаев, Ниязов, Муталибов – все они получили согласование ЦК при назначении на должности руководителей еще советских республик или даже работали в составе ЦК КПСС. Так называемая «молодая гвардия» Горбачева стала владелицей республиканского разделения СССР. В этом контексте 8 из 15 стран, избравших демократический путь развития, являются не столь плохим результатом.
  6. Склонность к демократии или автократии не определяется историей или географическим расположением. Европейский регион «подарил» нам два ужасных тоталитарных режима Лукашенко-путина. А Центральная Азия, которая в большинстве своих стран демонстрирует склонность к автократически коррумпированным форматам власти, может «похвастаться» киргизской формой сменности власти, которая вообще не очень присуща ее ближайшим соседям.
  7. К большинству стран и регионов вообще нельзя подходить с шаблонными оценками. Примером неоднозначности может служить регион Кавказа и тот же Кыргызстан. Это касается европейского региона тоже.
  8. Политические кризисы, импичменты, слишком высокая частота смены власти в некоторых странах являются как раз маркером нормального демократического развития. И наоборот, стабильность и высокая поддержка политического лидера являются признаками недемократическими.
  9. А еще обратил внимание на вот какой момент – очень часто дети, супруги или родственники президентов современных постсоветских автократий являются чиновниками в сфере спорта. Супруга Алиева (Пашаева) является президентом федерации гимнастики. Сын Эмомали Рахмон возглавлял федерацию футбола. Старший и средний сыновья Лукашенко – это первый вице-премьер национального олимпийского комитета и глава «Президентского спортивного клуба». Младший сын известный всем Коля «увлекается» хоккеем. Нынешний президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов, когда еще был наследным принцем, занимался боевыми искусствами и имеет медаль «Выдающийся тренер Туркменистана». Правда, он еще имеет соответствующие медали как выдающийся дипломат и выдающийся собаковод Туркменистана. Вот такая любопытная тенденция. Возможно, диктаторы и автократы рассматривают спорт как тренировочный полигон для своих потомков в области получения навыков управления.

Вне скобок такого моего небольшого «исследования» остался вопрос субъектности элит. Экономически политические группы в Украине и Кыргызстане помешали сформировать мощную президентскую власть и не дали этим новым странам сползти в откровенную автократию. С другой стороны, брачные союзы одних влиятельных семей с другими влиятельными семьями (кланами) оказывают огромное влияние и помогают удержаться у власти таким режимам, которые образовались в Азербайджане или Таджикистане. Равно как и недовольство правящей семьей Каримова привело к изменению фокуса на семью Мирзиоевых и отстранению от власти слишком активной дочери Каримова Гюльнары.

Возможно, в следующий раз разберусь и с элитами современных постсоветских государств. Постсоветское пространство создает интересные формы власти и властных отношений, выдвигает новых игроков, демонстрирует прогрессивные и регрессивные тенденции. Ясно, что гораздо легче идти по пути архаики, что и демонстрирует значительная часть стран.

Надеюсь, что скоро придется разбираться в сложных отношениях и формах власти новых государств, которые возникнут после очередного распада российской империи.

Читайте также: