Имеет ли Украина право на списание государственного долга
Украина имеет возможность войти в историю как страна, которой удалось мощное экономическое восстановление
Войдет ли Украина в историю как инициатор новой долговой политики развитых стран мира по отношению к пострадавшим от войны экономикам?
Простыми словами, появится ли в правовой плоскости киевский протокол, который будут изучать на макроэкономических курсах МВФ?
В последнее время предметом оживленных дискуссий в украинской экспертной среде стала тема списания государственных долгов Украины на основании факта классического международного форс-мажора – войны.
Оккупированные территории, значительные человеческие потери как в виде убитых, так и в формате беженцев, огромный материальный ущерб – все это с одной стороны формирует сегодняшний экономический кризис в Украине, а с другой – открывает историческое окно возможностей по окончательному решению проблемы государственного долга.
Но может ли Украина претендовать на применение программы МВФ по списанию долгов, в частности, в рамках Инициативы по отношению к бедным странам с высоким уровнем задолженности (Инициатива HIPC, Инициатива для бедных стран с большой задолженностью)?
И когда указанное выше окно возможностей по списанию долгов будет закрыто для нас?
Окно возможностей для Украины закрывается в 2024 году, потому что именно в этот период МВФ прогнозирует старт нашего экономического восстановления.
А замок на это окно повесят в 2025-м, когда темпы прироста ВВП в Украине по оценкам фонда превысит 5%.
Для этого есть очень простое объяснение: еще не было случая списания долгов для страны, ВВП которых растет на уровне более 5%.
Что вполне логично – списывать долги нужно на фазе острого кризиса, а не тогда, когда начинается восстановление. Различные переговорные позиции.
А теперь перейдем к первому вопросу – имеет ли Украина право на такое списание долгов.
На самом деле это самоочевидный факт: война, потеря территорий, четвертая часть населения в виде мигрантов, разрушенные активы.
Геополитический форс-мажор.
И за этот форс-мажор должны платить не только украинцы, но и не выполнявшая своих обязательств мировая система безопасности, в том числе по Будапештскому меморандуму.
Платить должны не только мы как заемщики, но и кредиторы.
Это должен быть взаимный ущерб.
Но обратимся к аналитике МФУ.
Аналитические данные взяты из работ Департамента по вопросам стратегии, политики и анализа МВФ:
«Во второй половине 1990-х годов стало ясно, и это было, в частности, признано и официальными кредиторами, что состояние внешней задолженности ряда стран с низкими доходами становится очень тяжелым.
В таких случаях даже полномасштабное применение традиционных механизмов переоформления и сокращения задолженности с последующим предоставлением льготного финансирования и проведения обоснованной экономической политики не позволило достичь устойчивого уровня внешнего долга в разумные сроки без дополнительной внешней поддержки.
Совокупно долговая нагрузка для Украины должна быть снижена минимум до 50% ВВП, то есть до 70 млрд дол. в эквиваленте.
Почему списание части долга Украины так необходимо для нашего будущего?
Если этого не сделать, то огромный государственный долг в размере более 100% ВВП отвлечет на своё обслуживание почти основные бюджетные ресурсы.
Это своеобразные гири на наших ногах во время послевоенного обновления.
Мы будем тратить из центрального бюджета только на выплату процентов в два раза больше, чем на медицину или образование.
То есть большие долги – низкие затраты на социальный капитал и слабые стимулы для восстановления экономики, в том числе критической инфраструктуры.
Такая страна не будет интересна иностранным инвесторам.
У нас не будет двух важнейших драйверов роста: ни внутреннего платежеспособного спроса, ни капитальных инвестиций.
А демографического и инновационного факторов роста у нас нет.
Низкие темпы роста для нас – медленное угасание потенциала страны.
То есть это вопрос выживания нации, а не просто разговором о деньгах.
Именно поэтому в историю Украина должна войти как страна, которой удалось мощное экономическое восстановление, но одной из предпосылок этого должна стать вышеуказанная «киевская инициатива» по списанию долгов пострадавшим от войны странам.