Курская операция. Экономические потери для России и Украины
Об экономических аспектах Курской операции
Операция ВСУ в Курской области обострила для россиян уже существующие экономические риски и принесла новые. Впрочем, есть о чем подумать и Украине.
1. Лучшая новость – это значительное пополнение обменного фонда. История войн показывает, что при наличии дисбалансов при обмене пленными, одна из сторон начинает потом выторговать себе «лучшие условия завершения войны». Учитывая бесспорную склонность россиян к терроризму, они вполне могли использовать существующий дисбаланс в переговорах о размораживании их активов или о снятии санкций с отдельных олигархов. Теперь этот сценарий заблокирован.
2. После того, как война перешла на территорию РФ, суверенные рейтинги РФ должны быть снижены. ВСУ, СБУ, СВР и другие наши силовые структуры уже неоднократно доказывали на практике, что у РФ нет безопасных мест. Но теперь война официально перешла на территорию РФ с обострением операционных рисков. Первая ликвидация юридического лица произошла 8 августа, это была «Гайворонская молочная компания» (Белгородская область). Ликвидатор отметил, что компания понесла потери в размере 256 млн рублей из-за обстрелов. Этому юридическому факту подходят данные об «авариях» на российских НПЗ, что привело к выводу 17-20% производственных мощностей. Так что риск для инвесторов потерять средства в РФ возрос.
3. Поскольку РФ давно выперли из международных долговых рынков, то в принципе в Кремле не будут обращать внимание на действия международных рейтинговых агентств (РА). Дальнейшие действия международных РА по отношению к РФ – это скорее окончательное разрушение ее репутации. Впрочем, обострение операционных рисков в РФ должны учесть китайские РА – China Lianhe Credit Rating и China Chengxin International Credit Rating Group. Рейтинги в КНР в большей степени используются в торговле, чем в ЕС или США. А операционные риски для Курской и, как видим, Белгородской области вполне реальны. Снижение российских рейтингов в КНР еще больше усложнит торговлю между РФ и КНР, я уже не говорю о судьбах российских компаний на Гонконгской бирже.
Теперь об Украине.
При развертывании Курской операции неизбежно возникает вопрос расходов на поддержание жизнедеятельности городов и поселков, где осталось много людей. Это не только эффект от человечности ВСУ, но и требования Женевской конвенции. Если процесс затянется, а такие признаки есть, то обеспечение новых территорий превращается в финансовую проблему. По-моему, ее можно решить с минимальными затратами для Украины, а успешность решения проблем граждан в Курской области может сильно влиять на темпы продвижения ВСУ. Если население поймет, что с приходом ВСУ никуда не исчезает их благосостояние, сопротивление местного населения может превратиться в сотрудничество.
Поэтому при затягивании военной кампании в Курской области нужно принимать несколько мер и учитывать несколько рисков:
1. Верховная Рада должна определить правовой статус граждан. Вряд ли нужно следовать примеру РФ и раздавать там наши паспорта, но статус временной защиты (по аналогии с выдаваемым странами ЕС) предоставить нужно всем, кто в этом нуждается.
2. Необходимо срочно расширять гривневую зону. Это значительно минимизирует расходы по поддержке населения на новых территориях. Тем, кто получит статус, нужно назначить социальные выплаты в гривнах, а ВСУ обеспечить гривной для покупки местных продуктов питания и других вещей. Назначение таких временных выплат бояться не нужно. В селах и городках, перешедших под контроль Украины, остались товарные запасы, поэтому небольшая эмиссия гривни будет покрыта (обеспечена) товарными запасами и услугами, которые имеются на новых территориях.
3. Конечно, можно счесть баланс между товарным наполнением и необходимыми социальными выплатами, но скорее всего при мгновенном вытеснении рубля из обращения баланс будет в пользу Украины. Если упростить ситуацию, представьте, что эти территории целых 6-12 месяцев что-то производили за рубли, а теперь им за эти товары-услуги начали предоставлять гривны. Наше государство предоставляет полиграфическую продукцию НБУ в обмен на реальные товарные запасы. Старт денежного обращения в гривне компенсирует нам расходы на социальную помощь местным эмиссионным доходом, уже покрытым товарами и услугами.
4. С грустью увидел, что отдельные склады розничных торговых сетей просто растаскиваются местными. Это неправильно. Все товарные запасы было бы желательно сберечь и продавать их уже за гривны. Тогда будет больше граждан РФ, заинтересованных получить временную защиту от украинских властей без въезда в Украину, и произойдет расширение зоны обращения гривны.
5. Поскольку этот вопрос никто не занимается, то я делаю вывод, что наш НБУ спит на рабочем месте, но именно в этом случае это хорошо. НБУ не должен повторять ошибки Центрального банка РФ и принимать непосредственное участие в войне. Уже в следующем году, когда в ЕС начнется конфискация активов ЦБР, подчиненные Путина побегут в европейские суды, но их ждет сюрприз.
Председатель ЦБР и один из ее заместителей командуют военно-полевым банком РФ, юридически являющимся департаментом ЦБР. Именно этот департамент ЦБР обеспечивает наличное обращение рубля на наших оккупированных территориях и обслуживал воинские части армии РФ. Доказательств участия ЦБР в войне с Украиной множество. Чтобы не создавать нечто подобное, наше правительство могло бы поручить срочную организацию обращения гривны на новых территориях одному из небольших государственных банков, например, недавно перешедших в собственность ФГИУ.
Действовать нужно быстро, пока товарные запасы на наших новых территориях не увезли в РФ или не употребили за рубли. Если не решить вопрос за 2-3 недели, то, скорее всего, в зоне ответственности нашего правительства окажется еще одна группа социально незащищенных лиц, не выехавших из Курской области, а это уже будут реальные расходы для бюджета.